Нас привлекают необычные, интересные, яркие, ни на что не похожие вещи. Именно так, листая Инстаграм в поиске нестандартных идей, новых развитий и креативного мышления, мы очутились на странице Like Lodka. Бренд молодой (открылся в 2014 году), но уже успевший стать популярным и востребованным. «Мебель из старых кораблей» буквально ворвалась в мир дизайна, покорив публику вышедшими из строя лодками, которым дали второй шанс и новую жизнь! Особой популярностью пользуются лодки, сделанные под стеллажи или винные шкафы.
Основатели проекта Ян и Екатерина любезно приняли нас в своём шоуруме. Всегда приятно видеть людей, которые с такой любовью и огнём рассказывают о своём деле!
Кто был инициатором организации фирмы, с чего начинали, и долгим ли был проделанный вами путь от первоначальной задумки до её воспроизведения?
Ян: Инициатора два — это я и Катя. Идея возникла из ниоткуда, если вкратце, то наша история такова: мы работали в офисах, в какой-то момент устали от них и приняли решение уйти. В 2013 году уехали путешествовать и, будучи в Индонезии, наткнулись на мебель из лодок. Изначально испытали не совсем понятные эмоции: нас удивил яркий, непонятный старинный предмет необычной формы, довольно топорной работы. Мы считаем наши объекты революционными, потому как все привыкли к прямоугольной мебели, а у нас – гладкие вытянутые формы.
Мы путешествовали в течение полугода, в голову приходило множество идей, которые подвергались анализу, чтобы это не стало просто эмоциональным порывом. В итоге идея с мебелью из лодок запала в наши сердца и уже никогда их не покидала, и было принято решение двигаться в этом направлении. Объехав 13 стран, мы вернулись в Индонезию и начали исследовать вопрос: С чего начать? Откуда взялись подобные предметы? Ездили по производствам, искали и смотрели, где бы мы могли производить нашу линейку мебели?
Надо сказать, что мы не профессионалы – не дизайнеры, не архитекторы, мы – экономисты, финансисты, инженеры, никогда не имели дела с подобным направлением. Предпосылкой послужило то, что у меня всегда была тяга к ремеслу. Для отдыха от рутинной работы в офисе мы оборудовали одну из 2 комнат нашей квартиры под мини-мастерскую. Там я отливал свечи, делал ширмы, светильники, но всё это было чисто домашним весельем. А Катя всегда увлекалась живописью. Мы нашли дело, в котором смогли объединить наши увлечения. Здесь присутствует и цвет, это и не совсем мебель, а скорее арт-объект.
Также немаловажным фактором является наше стремление к экологическому образу жизни, и вот мы делаем супермассивные вещи из потрясающего дерева. В них смешаны практически все тропические породы: красное дерево, железное дерево, тик. Для того чтобы сделать наш комод (вес которого 110 кг!), необходимо было бы срубить дерево, которому 12-15 лет, диаметр ствола 15-20 см. Поэтому каждый предмет, сделанный Like Lodka, – это, как минимум, одно спасённое дерево!
На вашем сайте написано, что на разных островах Индонезии формы морских суден сильно отличаются, соответственно, в каждой лодке можно распознать свою историю.
Катя: Да, например, почти у всех лодок есть «нос», строение которого отличается в зависимости от того, где было сделано судно. Его очень сложно сохранить целым, это самая первая часть, которая разбивается, поэтому у многих изделий «нос» срезан, но есть особенно редкие и ценные экземпляры, у которых нос уцелел, и это – наши трофеи.
Ширина зависит от функции или места изготовления?
Катя: На самом деле, то, что стоит у нас в студии, это довольно широкие изделия. Традиционные лодки обычно 15 – 20 см, потому как берётся среднестатистический ствол дерева, поэтому обычно они очень узкие, а длина может достигать 6 метров.
Ян: Вся прямоугольная мебель сделана из корабельной древесины. Это большие корабли, 50 метров в длину, если лодки плавают 15-20 лет, то корабли – 40-50 лет. Предметы состоят из бортов кораблей с их оригинальной окраской, с дырочками от деревянных гвоздей, соединяющих доски между собой. До сих пор при строении подобных морских суден используется старинная технология, только деревянные гвозди заменили на металлические.
То есть вы ничего не докрашиваете, а как насчёт дальнейшей обработки? Есть ли в ней необходимость?
Ян: Без обработки никак нельзя. Много слоёв краски, которая после долгой эксплуатации частично вымывается и отходит от постоянного взаимодействия с водой. Перед нами стоит непростая задача: с одной стороны, мы хотим максимально сохранить цвет, с другой стороны, надо сделать всё так, чтобы ничего не отваливалось и не шелушилось. Внешне поверхности выглядят шероховатыми и супер старыми, но проведя рукой, обнаруживаешь, что всё гладко и ничего не цепляется. При обработке сначала очищаются крупные части, далее идёт шлифовка, покрытие антисептиком и затвердителем, который фиксирует оставшийся цвет. И последним этапом осуществляется классическое покрытие лаком в 3 слоя с использованием шкурки между слоями, в итоге получается приятная гладкая поверхность.
Скажите, кто ваши клиенты? В интерьеры какого характера и стиля попадает мебель Like Lodka?
Катя: Несмотря на то что многие считают нашу мебель подходящей для лофтов, мы пытаемся развенчивать этот миф. Например, наша тема стала популярна в решениях детских комнат, баров, частных домов.
Ян: Первые свои лодки мы продали на выставке Московского мебельного салона, в которой нам довелось принять участие после месяца открытия нашего бренда. Тогда нам очень повезло с предоставленной площадью и ценой за квадратный метр. Я, будучи максималистом, решил привезти туда 20 лодок.
Катя: Наша первая коллекция состояла из 60 лодок, 1 комода и 2-х стульев. Это в последствии мы стали разрабатывать и другие предметы мебели. В общем мы представили на выставке 15 лодок и комод.
Ян: Мы были совершенно неизвестные среди довольно уже развитых фирм, но мимо нашего стенда невозможно было пройти! Сыпались вопросы: «Что это?», «Ребята, откуда вы?». Мы сразу со всеми познакомились, и как-то так получилось, что мы всем понравились. И там же случилась наша первая продажа. Пришла девушка со своим дизайнером и купила у нас сразу 5 лодок (1 винную и 4 стеллажа), чтобы поставить в шикарный дом.
В каком стиле решено пространство этого дома?
Ян: Стиль хай-тек, много стекла и металла. В интерьере присутствует большое количество антиквариата, привезённого из разных стран, на стенах висят картины современного искусства. Лодки прекрасно вписались.
Катя: Вообще, когда за дело берётся дизайнер, то интерьеры получаются очень интересными и достойными. Потому что вписать Like Lodka в лофт — это самое простое, а вот поставить подобные объекты в эклектичные или классические интерьеры нужно уметь. Как правило, наши покупатели редко приходят с дизайнерами, нечасто приходится иметь дело с шикарным частным жильём.
Здорово было бы обставить ресторан вашей мебелью, но это получается довольно дорого, чего только будут стоить одни столы!
Катя: Мы как раз работаем над этой темой, собираемся запустить более демократичную линейку и начинаем именно со столов. Мы задумались, как удешевить процесс. Объединим производства России и Индонезии. Это будет дешевле, потому что у нас очень много средств уходит на растаможку по весу, в связи с этим и цена на изделия не низкая. Получится некий конструктор, то есть будет металлическое основание (сделанное у нас), затем люди смогут выбрать различные доски (доставленные из Индонезии) по размеру, форме и цвету и далее вписывать в интерьер.
Собираетесь ли вы в будущем привнести нашу культуру в свои изделия?
Катя: Нам очень часто советуют обратить внимание на карельские лодки, возможно, позже появится Like Lodka Russia.
Ян: Мы выбрали Индонезию не потому, что хотим внедрить чужую культуру в нашу страну, просто надоели светлые, однотонные интерьеры, которые представляет Италия в своей мебели, столь полюбившаяся нашему потребителю своей изысканностью и бесспорным качеством. Но мы за то, чтобы активно работать с цветом, уходить от стандартов, использовать сложные элементы, привносить «изюминку» во внутреннее пространство. Как только лодка попадает в интерьер, трансформации неизбежны.
Катя: Дело даже не в ярких цветах или обтекаемой форме. Появляется почва для внутреннего диалога. Решение поставить в интерьер лодку проходит через стадию определённой внутренней борьбы. Вроде бы и нравится, и хочется, но что скажут друзья, родители…
Ян: Самые интересные клиенты, и у нас их большинство, которые именно проходят эту борьбу, испытывают сомнения. Они все в основном незаурядные люди, которые любят путешествовать, смотрящие по сторонам, иногда пережившие внутренние изменения. Собственно, это то, с чего мы сами начали, когда изменили полностью свой жизненный уклад, место работы, пересмотрели планы на будущее и начали всё с нуля.
Насколько быстро получилось наладить процесс производства? Как происходит общение с местным населением, и сколько раз в год вам приходится ездить в Индонезию?
Ян: Сложнее всего было наладить контакт с местными жителями. Наше производство находится на острове Ява. Все знают Индонезию по острову Бали, где рай на земле, где все доброжелательны и знают английский. Приезжаешь на Яву, и это абсолютно другой мир! Люди абсолютно открытые, но к ним нужно найти подход, сложность заключается в том, что они очень своенравны. Если у них есть способ, которым они делают, то никакой другой уже не признают. Там с людьми надо дружить, только тогда они начнут с тобой разговаривать. Мы на скутере проехали по разным городкам, общались с разными мастерами, показывали чертёж, спрашивали, сумеют ли сделать по нему необходимый объект, но вся эта затея провалилась. Потому что сначала сбегается вся родня, потом 2 часа чаепития и разговоров, а когда доходит до дела, то слышишь отказ. Но в таком случае есть хотя бы шанс, что, может, согласится, а если сразу переходить к конкретному вопросу, то точно на утвердительный ответ нельзя надеяться.
Катя: Мы немного изучили индонезийский, потому что никто не знает английского. Знание языка подкупает, 100 слов + Google-переводчик + рисунки дают возможность строить разговор.
Ян: Перед каждой новой коллекцией мы едем в Индонезию. Изготовление занимает 2 месяца. Всё это время мы находимся там и следим за процессом. Там же мы снимаем всю коллекцию в трёх – четырёх разных ракурсах и загружаем на сайт. У людей должна быть возможность ознакомиться со всем ассортиментом.
Сейчас мы ждём новую коллекцию. 2 месяца уходит на изготовление, 1,5-2 на транспортировку и доставку.
Катя: Первая коллекция продавалась в течение года, сейчас мы вышли на 6 месяцев, поэтому ездим туда 2 раза в год.
Что значит новая коллекция? Чем каждая следующая отличается от предыдущей?
Ян: Это всегда лодки и эксперимент.
В первой коллекции были лодки, и экспериментом стали несколько прямоугольных предметов, особое внимание привлёк к себе комод.
Во второй — лодки, элементы мебели (комоды, стулья, бар) и декор. Эксперимент — комод, состоящий из 2 частей лодок в виде бесконечности.
Третья коллекция будет белее узкой, потому что все знают наш бренд по лодкам, но очень немногие в курсе, что помимо них есть теперь и большое количество разнообразной мебели, декора и аксессуаров. Так получается, что на данном этапе чем больше выбор, тем хуже. Люди идут на сайт за лодками, видят кучу всего, теряются и уходят. У нас уже наметились фавориты среди наших экспонатов. В виде эксперимента везём целую лодку и шикарные кресла.
Нам безумно интересно увидеть новую коллекцию. Ребята развиваются семимильными шагами, у них огромное количество планов на будущее. Мы желаем им удачи и процветания!