Ваше сообщение успешно отправлено!

Штихель, краска и станок: опыт создания печатной мастерской

Взгляд «изнутри» на работу с линогравюрой

С развитием цифровых технологий искусство, связанное с традиционным ручным трудом, одновременно страдает и выигрывает. С одной стороны, цифровое искусство проще вывести на массового зрителя и пользователя. С другой — мы стали больше ценить уникальность созданных вручную вещей.

Вместе с тем художники не всегда могут найти место или наставника для того, чтобы воплотить свои идеи. Найти мастерскую для обжига керамики уже не так сложно. Но такие виды искусства, как линогравюра и печатное дело, требуют особого подхода и оборудования.

Мы поговорили с петербургской художницей Ксенией Маркиз о личном опыте, искусстве и технике работы с линогравюрой.


КСЕНИЯ МАРКИЗ

Ксения Маркиз Канал проекта Шоурум

Художник-график, преподаватель, основатель творческой мастерской в бывших помещениях завода «Арсенал» (Санкт-Петербург).


Любое творчество и его реализация — это исполнение детской мечты. Сейчас я в этом убеждена, как никогда ранее. Творчество идет какой-то незримой нитью по всей моей жизни. Сначала музыка, потом художественная школа. Даже когда я думала, что она мне изрядно надоела (было и такое тёмное время), в голове всё равно сидела мысль о своей мастерской, шоуруме и полностью творческой деятельности.

Древняя техника «на ощупь»

Линогравюра — это метод гравирования на линолеуме. Можно сказать — пра-правнук ксилографии (ксило – «дерево», графия – «рисовать»), которая зародилась еще в Китае. Изначально она использовалась для распространения изображений Будды и иллюстрации исторических событий. Отличный способ быстро получить картинку и растиражировать её.

До сих пор техника не претерпела разительных изменений, сохранились те же инструменты: штихели и метод гравирования. А линогравюра стала более простым и доступным методом, отметающая выбор вида дерева и направление спила, – продольный или поперечный, – что раньше являлось неотъемлемой частью подготовки к работе. До сих пор остались художники, даже появляются и молодые представители, всё равно уважающие и работающие с техникой ксилографии, поэтому и она продолжает жить и развиваться в современных реалиях.

Об этой технике я узнала, когда моя одноклассница перешла в районную художественную школу, и у них был такой предмет. В какой-то день она на перемене достала кусок линолеума и штихель, активно начав что-то вырезать. Естественно, она привлекла много внимания; сейчас, наверное, в школе бы такое не прокатило.

Спустя годы мне тоже хотелось попробовать что-то порезать. Отправной точкой стала смерть папы. Когда хотелось чем-то закрыть эту потерю, в ход шло всё: красивые книги, художественные материалы, наборы для начинающих… Я приходила домой и резала линолеум. Просто резала, не задумываясь. Как чувствую. Что-то получалось, а что-то не очень.

«Корочка» и «синдром самозванца»

Ещё в школе я уверенно говорила всем: у меня будет своё место, где я буду писать на заказ, и куда смогут прийти люди чтобы приобрести мои работы.

Так и произошло, только немного позже, чем я рассчитывала.

Даже учась на графического дизайнера, я работала с классическими иллюстрациями. Паттерны отрисовывались вручную, сканировались и вплетались в проекты. Шла в колледж я с полным осознанием: работать по специальности не буду. Но для того, чтобы мы с заказчиками разговаривали на одном языке, нужно было получить «корочку». Знание «софта», которое и сейчас очень помогает в работе, было, пожалуй, основополагающим.

После выпуска я работала буквально везде. Но, если посмотреть по должностным обязанностям, везде фигурировал Photoshop, макеты, полиграфия и даже фотосъёмка. Только на последнем месте работы я полностью погрузилась в рисование от руки, как в старые добрые времена. Пожалуй, это место было самым важным для творческой деятельности. У меня была и своя мастерская, полностью оборудованная для комфортной работы, и материалы в неограниченном количестве, и инструменты. Именно работая там, я познакомилась с линогравюрой.

Первый лист А4 я изрезала в той же манере, в которой рисую, совершенно не задумываясь о правильности техники. Я получала уже от самого процесса невероятное удовольствие. Конечно, ни формы, ни первого оттиска у меня не сохранилось. Вспоминать о первых шагах, глядя на них сквозь призму опыта, не очень хочется: стыдно. Но со временем учишься по-другому смотреть и понимать технику, в которой работаешь. Плюс, техника очень хорошо сплелась с моим стилем. И уже через год, поборов навязчивый «синдром самозванца», я вышла на первый маркет в рамках фестиваля Post.Card 2022.

Сюжеты и идеи

Основным вдохновением для меня служила и служит мифология. Эдакая славянская хтонь, в которую погрузившись, понимаешь, что она, оказывается, нравится многим и находит свой отклик. Наверно, это мне тоже помогло поверить в свои силы: поддержка окружающих и возможность разделить с ними частичку себя.

К тому же, это вдохновило меня искать и находить больше материала для своих работ, попутно тренируя насмотренность. Отходить от уже привычных фольклорных образов, типа Кота-Баюна, избушек и русалок. Копать глубже, уходить в историю, вытягивая из неё пугающие и притягательные образы. Почему-то в этом я чувствую себя максимально комфортно.

Конечно, в списке работ есть и иллюстрации к литературным произведениям. Особое место в моем творчестве занимает панночка и творчество Н.В. Гоголя, как одного из главных мистиков русской литературы.

«Риск — моё второе имя»

Еще год я проработала на основной работе, но к ней прибавилась и линогравюра. Вечерами я могла вырезать по несколько часов, а потом печатать, буквально на коленке. В апреле 2023 я уволилась с работы и ушла в свободное плавание. Были против все: и начальство, и коллеги крутили пальцем у виска. На первых этапах я слышала упрёки даже от мамы.

Честно — никому не советую проходить эти круги ада, но риск — моё второе имя. Уже через месяц после увольнения я ехала реализовывать свою детскую мечту: смотреть помещение, которое выбрала в ночи, просто потому, что оно осталось в моем сердце. Без электричества, ремонта и отопления, со старыми окнами, с которыми не знаешь, чего ожидать зимой… зато — с арочными сводами мастерских завода «Арсенал».

«Новогоднее чудо»

В декабре 2023 случилось, как мы его называли с Наталией Успенской-Максимовой, моей коллегой, боевой подругой и соавтором проекта «Печатный Арсенал», «новогоднее чудо».

Наталия — художник-график, реставратор и переплетчик издательства «Vita Nova». Её выселяли из мастерской, где у неё были и профессиональное оборудование — офортные станки, и много антикварной мебели с историей. С этим всем ей в кратчайшие сроки пришлось съезжать с привычного места. На тот момент помещение было только на мне: там стоял стол, стул, рейл с напечатанным текстилем и ручной пресс для линогравюры.

Карты сложились, звёзды сошлись, и уже в конце декабря произошло официальное вручение ключей к «Печатному Арсеналу» и первый чай из самовара.

Перемены и константы

Как говорила одна моя знакомая: «Проект — это живой организм, и он имеет свойство меняться». Раньше эти перемены давались мне тяжело, потому как в голове была определенная картинка, которую хотелось воплотить в жизнь и никак иначе. С опытом я научилась гибкости в данном вопросе. Всегда есть возможности, всегда есть мысли — и варианты исполнения той или иной идеи.

В начале я мечтала о печатной мастерской, настоящей, со станками. В идеале — с большим количеством мероприятий и людей на этих мероприятиях. Сейчас же, когда «Печатный Арсенал» завершает свою деятельность, я понимаю, что и этот пункт в своей жизни уже выполнила. Надо идти дальше, подстраиваться под обстоятельства, делать что-то другое — и обязательно вернуться к большой печатной мастерской!

Пока выбранный формат — делить мастерскую с людьми, у которых её нет. Искать резидентов, собирать небольшое комьюнити художников под арочными сводами, давать возможность творить в уютном помещении и с прекрасным видом на набережную. Общаться, делиться опытом и реализовывать свои проекты.

Фото: Ксения Маркиз.
Фото заголовка: из личного архива Ксении Маркиз.

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Искусство
«Зеркало с памятью»: коллекция дагеротипов Карла Петера Мазера
В Историческом музее прошёл специальный показ обновлённой коллекции произведений дагеротипии.
Искусство
«Импрессионисты» русской сцены: выставка в Доме-музее Станиславского
Мы привыкли ассоциировать фамилии таких художников, как Поленов, Коровин или Головин, с академической живописью.
Культура
«От Константина до Константина» в Музее МХАТ
Выставка в первую очередь приурочена к 165-летнему юбилею Антона Павловича Чехова. Вместе с этим
Искусство
Культура
Токсичная радуга: краски, способные убивать
О пигментах, которые могут отравить художнику жизнь не только в переносном смысле.