Ваше сообщение успешно отправлено!

Выставка Николая и Святослава Рерихов «Поиски красоты» в «Центре Искусств. Москва»

Масштабный проект из частных коллекций

Ровно 150 лет назад, в 1874 году в Санкт-Петербурге родился выдающийся художник, писатель, общественный деятель, путешественник и учитель — Николай Константинович Рерих. А спустя тридцать лет —  в 1904 году в семье Николая и Елены Рерих появился на свет их младший сын Святослав, тоже избравший себе трудоёмкий и нелегкий путь художника.

Сейчас, по прошествии более чем столетия, во всем мире проходят выставки и мероприятия, приуроченные к этим большим датам. Большие проекты показали и показывают: Третьяковская галерея, Музей Востока, Эрмитаж. И если коллекции больших музеев многие видели, они кочуют из города в город, с выставки на выставку и в большинстве своём уже оцифрованы и размещены на сайте Госкаталога, особую тайну для ценителей наследия Рерихов составляют произведения из частных собраний. 

Именно поэтому выставка «Поиски красоты», раскинувшаяся в самом сердце столицы, аккурат под Храмом Христа Спасителя — в «Центре Искусств. Москва», имеет столь большую ценность для всех почитателей творчества Рерихов.

Николай Рерих, «Озеро Нагов», 1932, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва»

Масштабная выставка отца и сына: Николая и Святослава Рерихов «Поиски красоты» приурочена к 150-летнему юбилею Николая Рериха (9 октября 1874 года) и 120-летнему юбилею Святослава Рериха (23 октября 1904 года). В экспозиции представлена самая крупная коллекция произведений семьи Рерихов из частных собраний.

Эпиграфом к названию выставки стала цитата из сборника Святослава Рериха  — «Будите в себе прекрасное»: «Поиски красоты — это то, что сблизит людей и спасет мир. Нужно в трудные моменты жизни мыслить о красоте». 

Несомненно, поиски красоты и зашифрованной в красоте истины всегда были магистральной линией жизни Рерихов. Центральноазиатская экспедиция и памятники древнерусского зодчества, Пакт Рериха и бесчисленные полотна гор — Николай Константинович с семьей по крупицам собирали жемчужины знаний, чтобы оставить их человечеству. 

Выставка  «Поиски красоты», интересно встроенная в постоянную экспозицию «Центра Искусств. Москва», развернулась в двух больших залах. 

В первом представлен обширный корпус малоизвестных работ Николая Константиновича Рериха, показывающий становление творчества мастера на протяжении более чем полувека. Здесь можно увидеть ранние академические работы, гималайские пейзажи, произведения, посвященные духовному пути, а также работы древнерусского цикла. 

Первым встречает зрителей и гармонично дополняет экспозицию зала очень тонко написанный портрет Николая Рериха кисти его ученика — Бориса Смирнова-Русецкого, где Рерих изображен в образе Учителя. Портрет написан в 1983 году  — он создавался Русецким по памяти уже после ухода наставника. Тем не менее, художнику удалось отобразить глубину, сосредоточенность и внутреннюю силу, присущую Рериху.

Борис Смирнов-Русецкий, «Портрет Николая Рериха», 1983, Предоставлено «Центром Искусств. Москва»

Хронологически точкой отсчета экспозиции может выступать ранняя работа Николая Рериха «Воин», датируемая серединой 1890-х годов: в это время будущий мастер учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Изначально задумав полотно об исторических событиях XVI века, позже художник сменил свой замысел с локальных событий на более глобальные темы и посвятил работу борьбе света и тьмы.  Позднее, идея борьбы тёмных и светлых сил будет одной из центральных в творчестве Николая Рериха. 

Николай Рерих, «Воин», середина 1890-х годов, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва»

Интересно еще одно раннее произведение Рериха «Архангел Михаил», датируемое 1906 годом. Изначально, это был эскиз мозаики для Петропавловской церкви недалеко от Шлиссельбурга. Картина и несколько фотографий  —  это всё, что уцелело от мозаики художника. Выполненная в оттенках красного, мозаика необычной формы даёт возможность почувствовать изначальную многогранность таланта Николая Рериха.

Николай Рерих, «Архангел Михаил», 1906, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва»

Обширно представлена серия работ Николая Рериха, посвященная высочайшей горной цепи на Земле — величественным Гималаям. Гималаи всегда были для художника своеобразным рубиконом, сакральной точкой, в которой он искал и, возможно, нашел загадочную страну Шамбалу. Глубокий синий и ослепительный белый, нежно-фиолетовый и красно-розовый: благодаря работам Рериха, сегодня мы видим его глазами волшебные Гималаи в разные года и сезоны, с разных планов и точек. Создание бесчисленных работ, посвященных Гималаям, было для Николая Рериха не просто оттачиванием своего мастерства, а особым видом духовной практики: только за время Центрально-Азиатской экспедиции художником было создано более 500 полотен. Среди работ, представленных на выставке, особой живописностью цветов выдается работа «Гималаи. Вид Канченджанги», где мастер изобразил знаменитый горный массив и его главную вершину, третий по величине восьмитысячник в мире.

Николай Рерих, «Гималаи. Вид Канченджанги», 1935 – 1936, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва»

Еще одна интригующая деталь — в экспозиции представлено четыре работы, созданные Николаем Рерихом ровно сто лет назад — в 1924 году. Мистически настроенные зрители могут увидеть в этом некую таинственную сакральность. Это произведения  «Деревня (Гималаи)», «Туман перед рассветом», «Субурганы (Ступы) Ташидинг» и «Цзонкапа (серия Знамена Востока)». Полотна как будто говорят со зрителями, передают зашифрованные послания спустя столетие. На полотне «Цзонкапа» из серии «Знамена Востока» мастер изобразил тибетского религиозного деятеля, философа, проповедника Ламу Чже Цопкапу, а само название работы «Туман перед рассветом» говорит, что перед рассветом всегда есть легкий туман, стоит только подождать.

Николай Рерих, «Цонкапа», 1924, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва» 

Подытоживая, всего на выставке порядка тридцати малоизвестных работ Николая Рериха из частных собраний, некоторые из которых совсем редко бывают представлены на публике. Экспозиция дополнена большой скульптурой художника, который словно вместе со зрителями наблюдает за происходящим.

Второй зал посвящен творчеству сына Николая Рериха  — талантливому живописцу Святославу Рериху и дополнен произведениями художника Бориса Смирнова-Русецкого, члена объединения художников-космистов «Амаравелла». Творчество Святослава Рериха представлено пейзажами, портретами, сюжетными работами и композициями на индийскую тематику. 

Интересна работа «Царь Соломон», которую художник создал  осенью 1923 года под впечатлением от поездки в Италию. По задумке Святослава Рериха, работа должна была стать частью серии, посвященной духовному богатству Земли. Некоторое влияние отца прослеживается в написании образа царя Соломона, на лице которого читается мудрость и опыт. На дальнем плане можно разглядеть Храм Соломона на фоне последних лучей солнца, которые выполнены в необычных зеленых оттенках.

Святослав Рерих, «Царь Соломон», 1923, Частное собрание, Предоставлено «Центром Искусств. Москва» 

Не только талантливый пейзажист, но также и портретист — в коллекции множество полотен Святослава Рериха, изображающих простых людей: жителей индийских, тибетских деревень. Такие сюжеты всегда интересовали художника и вызывали его творческий интерес, как он сам говорил «когда я пишу портреты, меня главным образом интересует характер человека, и я стараюсь писать портреты с тех людей, которых я знаю». На выставке можно увидеть малоизвестные портреты мастера: «Портрет женщины», «Человек из Бутана», «Портрет тибетской женщины и ее внучки», «Портрет индийской женщины», «Молодой монах». Видно, с каким уважением и трепетом написаны работы, художник смотрел в самую суть, подмечал в людях спокойствие и мудрость.

Святослав Рерих, «Портрет тибетской женщины и ее внучки»,1934, Частное собрание,Предоставлено «Центром Искусств. Москва» 

Для полотен Святослава Рериха всегда был характерен обширный цветовой диапазон: тончайшие нюансы и нежнейшие переходы цвета. Особенно интересны несколько полотен художника, редко представленные на выставках и выполненные в нетипичных для Рерихах цветах — сером, переходящем в нежно-голубой. Даже в, казалось бы, обычно мрачном оттенке серого мастеру удалось выразить надежду и веру.

Сто пятьдесят лет спустя мы можем оглянуться и взглянуть, как много сделала семья Рерихов и, конечно, Николай Рерих для всего мира: беспрецедентная Центрально-Азиатская экспедиция, Пакт Рериха, порядка 7000 живописных полотен и тридцати литературных трудов. Также большой вклад в развитие искусства внёс его сын Святослав Рерих, художник и коллекционер. Небольшая, но грамотно выстроенная экспозиция даёт хорошее понимание о творчестве Рерихов. Хочется отметить очень хорошее кураторское решение — сопровождать каждую работу небольшой предысторией о произведении, а также указывать провенанс, что может быть интересно для глубоко погружающихся зрителей.


Выставка «Поиски красоты» открыта  в «Центре Искусств. Москва» до 1 июня 2025 года.

«Центре Искусств. Москва» открыт каждый вторник, субботу и воскресенье, с 12.00 до 18.00

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Театр
Спектакль «Турандот»
Блестящее переосмысление пьесы Карло Гоцци в Школе драматического искусства
Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».