Ваше сообщение успешно отправлено!

Спектакль «Турандот»

Блестящее переосмысление классической итальянской пьесы в Школе драматического искусства

«Узнайте вы, любезные мужчины,
Что я вас всех люблю
»

Карло Гоцци

 

В Школе драматического искусства — премьерный спектакль: «Турандот» по одноименной пьесе Карло Гоцци. Произведению итальянского драматурга уже около трёхсот лет, и всё это время оно не сходит с театральных подмостков. Казалось бы, за такой срок сюжет должен был бы потерять свою актуальность, но отнюдь: постановки выходят с завидной регулярностью с середины восемнадцатого века и до наших дней, а в начале двадцатого века Джакомо Пуччини создал оперу на основе комедии Гоцци. К слову сказать, итальянский писатель тоже не является автором самой истории, изложенной в «Турандоте», — фабула пьесы была взята из повести двенадцатого века поэта Низами Гянджеви.

Гоцци писал «Турандот» в созданном им же самим жанре фьяба — трагикомической сказки с элементами комедии дель арте и её классическими персонажами: Бригеллой, Панталоне, Тартальей и, конечно, Труффальдино. Сюжет произведения довольно прост: умная и великолепная принцесса Турандот не желает выходить замуж, хотя положение наследницы большого царства обязывает её к этому. Она загадывает потенциальным женихам сложные загадки и лишь того, кто разгадает три её головоломки, Турандот готова считать своим избранником. Остальные, согласно указу царя, лишаются жизни. Отчего же эта история, на первый взгляд далекая от современности, актуальна и сейчас? 

Турандот красива и эрудированна, она — дочь царя, и тем не менее, не обладает полной свободой в силу своего статуса и половой принадлежности. В пьесе Гоцци принцесса задает вполне резонные вопросы: «Почему я не могу располагать свободой, которою располагают все?» Принцесса хочет, чтобы её избранник соответствовал ей умом и эрудицией — желание вполне понятное. Несмотря на то, что сама пьеса была написана в восемнадцатом столетии по повести века двенадцатого, изначальное нежелание главной героини встраиваться в патриархальную парадигму и делать что-то против своей воли очень понятно. И это созвучие сегодняшнему дню чувствуется в постановке Школы драматического искусства. 

Нетривиальный спектакль, режиссёром которого выступил  Глеб Черепанов, — это своеобразное действо в действе, театр в квадрате. Начало интригующее — режиссёр сразу заявляет зрителям: «Друзья, это не премьера, это прогон», задавая происходящему определённый настрой. Неожиданно появившись, постановщик также неоднозначно исчезает: его устраняет главная героиня в лице блестящей Людмилы Дребневой, которая как раз и сыграла Турандот, — дальнейшая судьба режиссёра в спектакле представляет собой своеобразный хоррор, но это только добавляет происходящему комичности. Ликвидировав постановщика, важным действующим лицом спектакля становится сам театр. Герои не просто отыгрывают классическую пьесу, они рассуждают об искусстве и проблематике своих ролей, об эйджизме и непроработке автором вторых ролей.

Сама постановка приурочена к юбилею ведущей актрисы театра  —  Людмилы Дребневой, именно она великолепно вжилась в роль принцессы Турандот  и впервые сыграла её для публики в свой день рождения. Текст Карло Гоцци дополняют её воспоминания о творческой судьбе, превращая спектакль в настоящий бенефис актрисы. Сквозь выбор ведущей артистки театра режиссёр Глеб Черепанов искрометно подсветил проблему эйджизма в обществе, и это очень тонко и иронично обыгрывается в спектакле. 

Актёры сыграли блестяще: и принц Калаф (Евгений Поляков), добродушный до некоторой нелепости, и  начальник евнухов Труффальдино (Иван Петросян), строгий в своем образе. Кирилл Фёдоров искрометно исполняет две роли: отца принца и принцессы. Прислужницы принцессы Зелима (Анна Пик) и Адельма (Анна Кузминская) и воспитатель Калафа Бараху (Семён Боровиков) в отсутствии режиссёра рассуждают о судьбах своих героев и дорисовывают их линии.

Художник-постановщик спектакля Елена Ярочкина отлично справилась с задачей: декорации лаконичны и тем не менее, переносят зрителя в самый настоящий Китай с его красными фонариками и уютной атмосферой. Дополняет постановку необычный видеоряд (видео – Александр Шапошников), добавляющий комичности происходящему, а также выступление группы  «Пекинская утка», исполняющей Юрия Антонова и песни группы «Маша и Медведи». Все эти детали идеально организуют весёлый и необычный спектакль о самом театре.

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».
Театр
Спектакль «Маяковский. Послушайте» 
Литературно-музыкальная композиция о жизни Владимира Маяковского в Мастерской Петра Фоменко