Ваше сообщение успешно отправлено!

Выставка «Трын*Трава»: культурный код по-русски

Проект о синтезе традиций и современности

С 30 октября по 20 ноября 2024 года в Музее-усадьбе Муравьёвых-Апостолов проходит ежегодная выставка «Трын*Трава. Современный русский стиль». В экспозиции представлены предметы интерьера, живопись, графика, скульптуры и инсталляции… Из 1860 заявок на участие в этом году организаторы отобрали 90 мастеров из 23 городов. Кураторы выставки – дизайнеры Элина Туктамишева, Ирина Батькова, Светлана Попова.

Художники работают в разных стилях и жанрах, но всех их объединяет стремление отразить в искусстве собственное понимание современной российской культуры во всём её этническом и сюжетном многообразии. Индивидуальность каждого творца здесь соединяется с фольклорным, литературным и историческим наследием.

Например, бра «Белый свет» Ирины Батьковой и Аллы Антоновой, отбрасывающее таинственные тени на стену, отсылает к узорам старинного кружева, резных шкатулок и статуэток. Растительные орнаменты приковывают взгляд, их созерцание наполняет спокойствием и умиротворением.

Авторы используют в творчестве традиционные орнаменты, мотивы сказок и былин. Культурный код нашей страны – это не только давно прошедшие эпохи, оставшиеся где-то в глубине веков и знакомые нам только по учебникам истории: это и то, что ассоциируется у нас с детством, тёплыми воспоминаниями – на выставке можно встретить деревянных лошадок, Бабу-Ягу, ажурные кокошники, мифологических существ…

Например, сказочные часы и подсвечники привнесут в любой интерьер ощущение волшебства, таинственности и даже веры в чудеса.

Александра Кругликова представила серию «Плодородие» из четырёх ваз. Художница-керамист отмечает: испокон веков плодородие земли ассоциировалось с женским началом. Именно поэтому у ваз – умиротворённые лица юных красавиц – возможно, северных народов. Образы светлые, гармоничные, и вновь мы видим ажурные растительные узоры.

А вот живопись Ольги Соколовой более озорная, яркая, насыщенная. По стилю она напоминает советские мультфильмы и иллюстрации детских книжек. Одна из работ – иллюстрация загадки про печь: «Мать толста, дочь красна, сын в небо улетел». Художница комментирует: «Меня как исследователя быта наших предков очень интересует загадка: феномен максимальной точности образа, дошедшего до нас из глубины веков».

«Чудо-существа» Екатерины Макаровой – авторская концепция. Это не конкретные мифологические персонажи, а герои, созданные самой художницей. На разработку серии анималистических скульптур Екатерину вдохновили образы Пса-стража, Симаргла и даже сказки Корнея Чуковского. Получились незабываемые «звери» с различными характерами, забавные и харизматичные.

Есть на выставке и абстрактные работы: стеклодув Юлия Дюбенко отразила в своих работах природные явления, наделённые в нашей культуре особым значением: это «Гроза» и «Заря», состоящие из соединённых в единую композицию выдутых вручную стеклянных элементов. В этих скульптурах важна работа цвета: «Гроза» – это «суровые» оттенки серого, сгущающиеся к середине. При этом есть и «проблески» белого – надежда на то, что тучи скоро рассеются. «Заря» – это жизнерадостная яркость алого, оранжевого, розового, жёлтого.

Идейный вдохновитель и куратор выставки Элина Туктамишева отмечает: «Идея создания такой выставки-движения вынашивалась несколько лет, но возможна она стала только сейчас, когда у людей возникло не просто желание, а потребность создавать в своих домах что-то родное, знакомое с детства, ощутимое на уровне ДНК, очень тактильное и душевное, но при этом идущее в ногу со временем».

Некоторые работы отличаются минимализмом, сдержанной элегантностью, другие же – поражают детальностью и тонкостью работы. Организаторы выставок выводят понимание «русского стиля» на новый уровень – каждый участник волен интерпретировать тему проекта по-своему, обмениваясь творческим опытом с другими художниками.

Не осталось в стороне наследие ХХ века: в «современный русский стиль» включены и интерпретации темы освоения космоса. Думаю, многие из наших читателей и читательниц мечтали в детстве быть причастными к покорению Вселенной. Скульптурная серия «Космос наш» нижегородца Александра Ивасенко, с одной стороны, композиционно и сюжетно отсылает к советским монументальным произведениям, с другой стороны – создана с использованием орнаментов старинных резных прялок. Александр отметил: серия отражает тягу к звёздам и возвращает нас к истории освоения космоса, которая началась именно в нашей стране. И резьба по дереву, и космонавтика, и все другие разнообразные достижения науки, техники, искусства – части единого культурного кода и нашей идентичности.

Очень тонко отражена тема советского детства: нас просто покорила скульптура «Артек» Юлии Рыжик: «Пусть у всех будет по кораблику и мечте!» — отмечает Юлия в экспликации к своей работе. Девочка сидит на камне у берега лазурного моря, держит в руках самодельный кораблик и готовится его пустить в плавание:

Название выставки символично: трын-трава – это сказочное растение, которое, согласно славянским мифам, способно пробудить в человеке небывалую смелость и решительность действовать вопреки любым опасностям. В контексте искусства это название можно понять так: настоящая творческая свобода – это способность созидать вопреки любым трудностям, делиться своим творчеством и продолжать поиски современного русского стиля, самобытного и многогранного.

Волшебную трын-траву отыскать нелегко: столь же труден бывает путь творческого становления. Современное искусство – это постоянные поиски своего стиля, эксперименты в композиции, цветовом решении, выборе сюжетов. Обращение к фольклору позволяет художникам не только «прикоснуться к вечности», но и значительно разнообразить своё представление о том, каким может быть искусство XXI века.

Ваза Надежды Лим с огромными, натуралистично выполненными, цветами из серии «Лес» выглядит, как одна из версий облика этого магического растения.

Кстати, есть версия, что на самом деле трын-трава – это всем знакомый чертополох. Организаторы выставки придерживаются этого мнения: схематичное изображение цветка чертополоха стало эмблемой проекта.

Девизом проекта стала фраза Густава Малера: «Традиции – это передача огня, а не поклонение пеплу». Действительно, современное искусство не только не отрицает многообразие нашей культуры, но и вдохновляется им, адаптируя узнаваемые мотивы и возрождая интерес к ним. Важно помнить о том, что дизайн, живопись, скульптура – это не только «красивая картинка», но и глубокий смысл, тщательно разработанная концепция и оригинальность замысла.

Уверенно рекомендуем к посещению!


На заглавной фотографии работа художницы Ксении Власовой

Редактор


Еще статьи этого автора

Искусство
Cosmoscow 2024: выбор редакции
Главные темы ярмарки современного искусства