Говорили, будто он лижет кисти и оттого к губам пристает красная краска, а что это было на самом деле – кто его знает?
Рюноскэ Акутагава, «Муки ада».
Самые ранние образцы живописи в истории человечества, о которых мы знаем, появились около 65 тысяч лет назад. С тех пор попытки людей найти способ выразить идеи ярче не прекращаются. Открываются и синтезируются новые пигменты, смешиваются новые по составу и оттенку краски, меняются и развиваются теории и художественные практики.
Летом 2024 года голландские химики нашли в составе красочного слоя полотна Рембрандта «Ночной дозор» особую смесь пигментов на основе мышьяка и серы. Есть версия, что именно благодаря им художник смог найти нужный оттенок для передачи свечения в сцене на картине. Новость стала громкой из-за очевидного фактора: и мышьяк, и сера для человека крайне ядовиты. Однако токсичные пигменты в живописи — отнюдь не редкость, и Рембрандт совершенно точно не был единственным, кто их применял.
Попробуем собрать в одну палитру самые опасные краски, которые использовались в мировой живописи и декоративном искусстве.
Красный
Киноварь — один из самых древних пигментов в истории человечества. Её первое применение можно датировать промежутком между седьмым и восьмым тысячелетиями до нашей эры. Находки, раскопанные в Чатал-Хююке, содержат этот яркий красный пигмент, и многие средневековые рукописи были украшены именно ей. Проблема киновари в том, что в основе этого пигмента — ртуть. К ХХ веку масляные краски на основе киновари постепенно стали выходить из употребления именно из-за её токсичности.
Оранжевый
Реальгар, название которого буквально означает «рудничная пыль», — минерал, дающий краскам красно-оранжевый или жёлтый цвет. По сути своей он является сульфидом мышьяка. Реальгар крайне ядовит для человека, особенно будучи измельчённым. Для получения оранжевого пигмента реальгар перемалывают до состояния мелкодисперсной пыли, которую очень опасно вдыхать. В достаточно высоких дозах употребление соединений мышьяка внутрь может привести даже к летальному исходу. Также оранжевый и оранжево-красный оттенки может давать, например, кадмий.
Жёлтый
«Неаполитанская жёлтая» получила своё нынешнее название в 1700-х годах, хотя первые свидетельства применения этой краски относятся к эпохе правления фараона Аменхотепа II. Этот жёлтый пигмент обычно имеет в составе сурьму и свинец. Наравне с красками, которые Рембрандт создавал на основе серы, «неаполитанская жёлтая» могла серьёзно навредить человеку. Пары и пыль соединений на основе сурьмы могут вызвать кашель, носовые кровотечения и даже так называемую сурьмяную или литейную лихорадку. Кадмий, на основе которого тоже часто создавали жёлтую краску, способен вызвать рвоту и судороги. Другие опасные варианты жёлтого — хромат свинца и хромат стронция. Все эти вещества известны как канцерогены.
Зелёный
Нет ничего удивительного в том, что зелёным цветом в мировой художественной культуре часто обозначают отраву. Зелёный — своего рода чемпион по токсичности. Исторически известна так называемая «зелень Шееле» — гидроарсенит меди, полученный в 1775 году. Он использовался в быту как краситель для тканей, обоев и даже в производстве детских игрушек. В этом пигменте так много мышьяка, что некоторые исследователи считают именно обои с «зеленью Шееле» причиной смерти Наполеона Бонапарта.
Куда более ядовитая «парижская зелень» была изобретена чуть позже. Это была попытка улучшить свойства «зелени Шееле», и в определённом смысле она удалась: «парижская зелень» правда эффективнее, в том числе и как яд. Иронично, что этот яркий пигмент, дающий целый спектр оттенков зелёного, изобрели не в Париже, а в Германии в 1814 году, а титул «парижская зелень» он получил только в 1867. Пигмент также известен, как «швайнфюртская зелень», по названию города, в котором его открыли, «венская зелень» и даже «императорский зелёный». Он был очень популярен у художников XIX века.
Токсичный аллерген окись хрома, на базе которого делают многие современные зелёные краски, на этом фоне выглядит безобидно. Другие известные и опасные для человека пигменты зелёного цвета получали также на основе кобальта, радия и урана. Последний долгое время использовался для окрашивания стекла, так что если в вашем шкафу стоит доставшийся от прабабки графин, имеющий красивый зелёный цвет и светящийся в ультрафиолете, постарайтесь пить из него пореже.
Голубой
Марганцевый (или в некоторых источниках магнезиевый) синий — самый близкий к так называемому «базовому» голубому цвету пигмент. Это яркий, небесно-голубой оттенок, которому до сих пор ищут достойные синтетические альтернативы. В 1990-х годах чистый марганцевый синий сняли с производства, поскольку сам процесс его выделения был опасным и для людей, и для окружающей среды. Вдыхание или проглатывание марганца может вызвать проблемы со здоровьем, в том числе — нарушения нервной системы. Для создания этого оттенка использовались соединения марганца с серой и барием.
Синий
«Тенарова синь», или кобальтовый синий — ещё один цвет с историей. Необработанный, «сырой» кобальт использовался в античности для придания цвета стеклу и фарфору. В IX-X веках он был известен в Китае и использовался при росписи керамики. Кобальтовый синий в его чистой форме был открыт двумя химиками, Георгом Брандом и Луи Жаком Тенаром, независимо друг от друга. При всей стойкости, красоте и распространённости, этот пигмент может вызвать отравление. Кобальт токсичен, и, попадая в человеческий организм, негативно влияет на щитовидную железу.
Фиолетовый
«Лондонский пурпур» — пигмент, впервые полученный в 1860х годах как побочный продукт при изготовлении анилиновых красок. Его использовали и как краситель, и как инсектицид. По химическому составу «лондонский пурпур» минимум на четверть — мышьяк. Он даёт насыщенный фиолетовый цвет и отравляет так же, как и «парижская зелень», но в разы сильнее. Анилин в его составе также ядовит для человека. Также фиолетовые оттенки можно получить на основе кобальта и марганца.
Белый
Технически этот цвет не часть привычной радуги, однако его стоит упомянуть. С античности и вплоть до XIX века пигмент для белых красок чаще всего создавался на основе свинца. В настоящее время свинцовые белила запрещены в малярных работах, так как длительный контакт со свинцовыми соединениями отравляет человеческий организм. Свинцовые белила до сих пор допустимо использовать в качестве художественной краски, но чаще их заменяют на титановые и цинковые из соображений безопасности.
Стоит оговориться, что в наши дни достаточно сложно найти по-настоящему ядовитую краску. Стоит быть осторожным с материалами, доставшимися по наследству или купленными на блошином рынке. Краски, выпущенные в прошлом веке, могут содержать серьёзные токсины и канцерогены. Но не стоит пугаться, если вы обнаружили в новом наборе красок кобальт или кадмий. Современный вариант таких оттенков как правило носит прежнее название, но в маркировке цвета есть приписка «А» («аналог», если этикетка на русском) или «HUE» (на английском). Это означает, что цвет синтезирован на основе более безопасных соединений, чем его «исторический» вариант.
Тонкость есть в том, что нередко аналоги проигрывают «настоящим» пигментам по цвету, укрывистости или тому, как взаимодействуют с другими красками. Именно поэтому ряд токсичных красок всё ещё производится. В конце концов, профессиональные художники — взрослые люди; они способны и оценить риски, и выбрать меры предосторожности.
Главное — кисточку не облизывать.