Государственная Третьяковская галерея открыла новый корпус на Кадашёвской набережной и сразу представила центральный выставочный проект 2024–2025 годов, посвящённый творческой деятельности художников — членов и экспонентов Товарищества передвижных художественных выставок (ТПХВ), традиционно называемых передвижниками.
Выставка посвящена 155-летию со дня основания Товарищества. История этого сообщества началась в 1863 году, когда группа из 14 студентов Императорской Академии художеств отказалась участвовать в ежегодном конкурсе на золотую медаль. Конкурсанты хотели рисовать на свободную тему, а не на заданный академией сюжет — сцену из скандинавской мифологии, но им отказали. Тогда ученики покинули Академию и сформировали собственное независимое художественное объединение.
Семь лет спустя в 1870 году часть художников вошла в Товарищество передвижных художественных выставок. Его участники хотели не только создавать работы, которые отражали бы российскую действительность, но и показать русское искусство жителям отдаленных уголков страны.
Ядро ТПХВ составили ведущие мастера эпохи — Василий Перов, Николай Ге, Иван Крамской, Илья Репин, Василий Суриков, Иван Шишкин, Алексей Саврасов, Василий Поленов, Архип Куинджи, Исаак Левитан, Виктор Васнецов, Василий Максимов, Григорий Мясоедов, Илларион Прянишников, Николай Ярошенко и другие. Они оставили яркий след в истории отечественной живописи, и сегодня творчество передвижников является золотым фондом русской живописи. Значительную материальную поддержку товариществу передвижников оказывал меценат Павел Третьяков. Их портреты размещены в самом начале экспозиции.
Товарищество за 50 лет (1870 — 1923 гг.) существования охватило просветительской практикой несколько десятков городов Российской империи, оказало огромное влияние на формирование эстетических потребностей широкой публики. За это время было проведено 48 выставок, на которых экспонировалось около 10 тысяч произведений. Члены Товарищества, члены-учредители — это огромная семья художников. Около 560 мастеров в разные годы имели отношение к этой организации.
Выставки Товарищества начинались, как правило, в Петербурге на первой неделе Великого Поста, в конце февраля. К Пасхе обычно экспозиция переезжала из Петербурга в Москву, а потом, когда закрывалась в Москве, отправлялась в путешествия по городам России.
За годы жизни Товарищества передвижные выставки побывали во множестве городов. Это и Центральная Россия — Нижний Новгород и Саратов, и юг — Харьков, Киев, Одесса. Побывали они и в Риге, и в Варшаве. То есть передвижные выставки охватили огромную территорию. Естественно, эти маршруты шли за развитием железнодорожного транспорта в России — товарищество были независимо от Академии художеств и каких-либо официальных учреждений и организаций. ТПХВ было создано именно художниками и создавалась для того, чтобы обеспечить творческую свободу с одной стороны, а с другой — познакомить с русским искусством как можно более широкую аудиторию.
Последняя выставка, посвященная Товариществу передвижников, прошла в начале 1970-х годов, то есть более 50 лет назад. И, конечно же, настал момент актуализировать наследие передвижников и по-новому сфокусировать свой взгляд на их творчество.
Выставка условно разделена на два раздела. Первый — залы, выкрашенные в серо-бордовой гамме — посвящён непосредственно искусству передвижников.
Выбор представленных работ был нелёгок, поскольку через передвижные выставки прошло более 10 тысяч произведений, более 550 художников.
Второй раздел выставки проходит под рабочим названием «Выход в 20 век. Передвижники вне передвижничества». Он строится на работах тех художников, которые были членами ТПХВ или экспонентами, но которые выбыли из передвижничества по разным причинам, в том числе и по причине конфликта, который возник в девяностые годы. Но, собственно, именно эти художники, молодое поколение, следующее поколение за передвижниками, которые учредили товарищество, продвинули русское искусство в сторону серебряного века и авангарда.
На выставке представлен мультимедийный проект, рассказывающий о деятельности передвижников: о том, как трудно было организовывались выставки, как решались вопросы транспортировки и экспонирования картин, что писала столичная и провинциальная критика о выставках Товарищества, с какими проблемами сталкивались художники и о многих малоизвестных подробностях их жизни. Завершается мультимедийный проект разделом «Главные коллекционеры передвижников».
На выставке представлено более 150 произведений живописи из собраний 15 российских музеев. Также выпущен альбом-каталог и сувенирная продукция с репродукциями картин Товарищества передвижников.