Ваше сообщение успешно отправлено!

Спектакль «Божественная комедия»

Великая поэма Данте Алигьери на сцене Мастерской Петра Фоменко

«Земную жизнь пройдя до половины, я очутился в сумрачном лесу…»

Мы, к счастью, перемещаемся не в природные чащи, а в московский театр, благостно раскинувшийся на набережной, где совсем недавно вышел премьерный спектакль режиссёра Юрия Титова «Божественная комедия. Вариации», погружающий зрителя в философские концепции и сознание индивида XIV века.

Знаменитый opus magnum главного итальянского мастера и первого поэта Возрождения Данте Алигьери датируется началом аж четырнадцатого века и даёт возможность людям уже двадцать первого века прикоснуться к умонастроениям Средневековья. Однако, что может вынести современный человек эпохи постмодерна из классического текста более чем семисотлетней давности, пусть и в блестящем переводе Михаила Лозинского? Для полного осознания необходимо быть глубоко погружённым и в историю Средних веков, и быть очень хорошо знакомым с христианской парадигмой, так как именно сквозь каноническую классификацию «смертных грехов» мы идём вместе с автором, высвечивая гордыню, зависть, гнев, уныние, алчность, чревоугодие и сладострастие.

 

В понимании смыслов на помощь и приходит театр, где, пусть и в чуть сжатом формате, около двух часов, зритель переносится во времена Данте, да еще и почти в формате аттракциона 5D. Режиссёр спектакля Юрий Титов ломает условную четвёртую сцену и помещает зрителей как бы внутрь происходящего, внутрь самого спектакля, а крутящаяся вокруг своей оси сцена становится прекрасно созвучна и самой задумке Данте с адом, представленным в виде кругов. С каждым новым кругом преисподней зритель сталкивается со всё более страшными грехами, получая эффект полного погружения. Разыгрываемое на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко действо происходит очень близко от публики — некоторые сцены разворачиваются прямо на ступенях, в проходе. Буквально, только руку протянуть — и ты, условно, конечно, но попадешь в ад или в рай.

О чём же здесь? Сам автор, Данте Алигьери (в замечательном исполнении автора инсценировки, режиссёра и актёра Юрия Титова) вместе с римским поэтом Вергилием (Николай Орловский) совершают путешествие, или, как сейчас бы сказали, роуд-трип в загробный мир, дабы обрести веру и внутреннюю гармонию, а также поведать об увиденном людям. По пути на каждом из этапов они встречают давно почивших знаменитых персонажей прошлых эпох.

В первом круге, в лимбе, пространстве для душ, не попавших ни в рай, ни в ад, мы увидим Гомера и Горация, Аристотеля, Сократа и Платона, — все добродетельные нехристиане автоматически, увы, попадали именно сюда, так как им не посчастливилось родиться в христианскую эпоху.  Во втором круге — круге сладострастия — зрители видят знаменитую пару любовников Франческу (Александра Кесельман) и Паоло (Владислав Ташбулатов), воспылавших друг к другу запретной в те времена страстью. Согласно истории, Франческа полюбила младшего брата своего мужа. Застав их, воспалённый супруг заколол любовников на месте. Эта сцена создана особенно блестяще: если у Данте во втором круге кружит адский ветер, символизирующий вихрь страстей, в котором все согрешившие во имя любви призваны лететь бесконечно, то в спектакле возлюбленные вместе, в любовном порыве, мягкой дымке и лёгком дуновении ветра, что даёт некоторую надежду, — к счастью, мы уже не в Средневековье. 

Отдельно хочется отметить нетривиальное музыкальное сопровождение спектакля. Авторы решили не ограничиваться, казалось бы, наиболее уместной здесь классикой: Вагнером, Вивальди и Уэббером, но разбавили их необычной для контекста музыкой 50 Cent  и The Doors, что пришлось очень кстати.

«Оставь надежду всяк сюда входящий», — нет, это точно не про спектакль в Мастерской Петра Фоменко. Напротив, постановка получилась блестящая, сильная, искромётная, в некоторых моментах, как ни удивительно, учитывая специфику произведения, даже весёлая. Что радует, перед спектаклем не так уж обязательно даже браться за главный труд всей жизни Данте Алигьери. Создатели постановки постарались сделать её понятной для всех.

Фото: Сергей Петров

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Театр
Спектакль «Турандот»
Блестящее переосмысление пьесы Карло Гоцци в Школе драматического искусства
Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».