Ваше сообщение успешно отправлено!

Василий Григорьевич Перов: выход — в надежде

Вспомнишь прошлое – поймёшь настоящее.
Картины, по которым можно судить об эпохе

Русская история, колоритная, многогранная и разнообразная, подарила нам значимые события и невероятных личностей. Она переживала неоднозначные периоды, которые рождали идеи и вытачивали сильных людей. И, конечно, отражение исторических событий мы можем увидеть и в русской культуре. Давайте попробуем посмотреть на мир глазами одного художника, которого в будущем будут называть «подлинным певцом скорби».

Василий Григорьевич Перов — одна из самых значимых личностей в истории русской живописи. Художник родился в 1834 году в Тобольске. Его отец, барон Георгий Карлович Криденер был губернским прокурором, человеком новых взглядов. Василий был рожден не в браке и фамилию не получил.

Криденер часто принимал у себя в доме ссыльных декабристов. Возможно, мировоззрение отца сказалось на будущем творчестве Перова. Как мы с вами убедимся чуть позднее, Перов в своих работах делал акцент на проблемах русского народа, иногда сильно гиперболизируя действительность.

В 1861 году художник написал «Сельский крестный ход на пасху». Картина (со свойственной художнику сатирой) показывает нам крестный ход в одной из обычных русских деревень. Однако в религиозном ритуале не прослеживается ничего святого. Священнослужитель в нетрезвом состоянии, женщина, несущая облезлую икону, мужчина, показательно гордо поющий молитву – всё здесь карикатурное и фальшивое. Каждый персонаж олицетворяет грязь и богохульство. И все они спускаются куда-то вниз — в неизвестное тёмное будущее. Аналогия очевидна и очень меланхолична.

Cпустя год, в 1862 году, Перов продолжает свою серию «разоблачающих» картин работой «Чаепитие в Мытищах, близ Москвы». Мы можем увидеть пять основных действующих лиц — двух священнослужителей, мужчину-калеку, ребёнка и служанку. Обратим внимание на контраст между духовными лицами и простыми людьми. Мужчина, который сидит за столом и наслаждается чаем, одет довольно богато — изысканные ткани, кожаные ботинки. А бедняк, который протягивает ему руку, носит рваные лохмотья и старый протез. Однако на самом деле у инвалида есть нечто гораздо более ценное, чем одежда иеромонаха. Это награды на его шинели, в числе которых солдатский Георгиевский крест. Мужчина был героем Крымской войны. Он вместе с миллионами солдат был готов отдать жизнь за свою страну. И на таких, как он, она выстояла. Но монаху нет до этого дела. Он наслаждается чашечкой ароматного чая и даже не смотрит на калеку. О его незаинтересованности также говорит нам служанка, которая отталкивает бедного солдата от священнослужителя. И снова на картине мы можем заметить тропинку, которая идет вниз, в темноту. По ней будут спускаться все действующие персонажи картины и все жители страны.

Таково видение художником России второй половины XIX века. В это время страна действительно переживала сложное и противоречивое время, ставшее преддверием революционных событий начала XX века — поражение в Крымской войне, смерть Николая I. Видит ли он выход из этой ситуации? Для ответа на вопрос давайте обратим внимание на другую картину.

В 1866 году в свет выходит картина «Тройка». Большинство из нас с ней знакомы уже со времён школьных сочинений. Эта работа действительно представляет собой что-то иное: явно виден рост художника от сатирика до тонкого драматурга.

Бродский писал, что трагедия — это не когда гибнет герой, а когда гибнет хор. Это выражение хорошо иллюстрирует творчество Перова. Гибель и страдание народа — это трагедия, и картины художника — это голос «бедных людей» России того времени. Перов не оставляет своим персонажам выхода, снова и снова изображая их в жестоких ситуациях.

Грустная история без намёка на хорошее завершение. Это именно те мысли, которые возникают при первом взгляде на полотно. Давайте сосредоточим внимание на деталях. Куда идут эти дети? В противовес предыдущей работе они направляются вверх, к свету. Источник этого света не виден зрителю и, вероятно, не был виден и самому художнику. Новое поколение, которое кисть Перова воплощает в трёх маленьких фигурках, несёт что-то новое, светлое и революционное. В дополнение давайте обратим внимание на ещё одну интересную деталь.

Работа «Христос и Богоматерь у Житейского моря», написанная в 1867 году, была создана под влиянием сна художника. На картине змея, выползающая из волн, символизирует грех. Ребёнок радостно тянется к миру, не осознавая скрытой опасности. Богоматерь обнимает его и с тревогой смотрит на море. Эта картина не только красива, но и аллегорична. Однако в ней есть ещё один интересный аспект. Обратите внимание на лицо Мадонны — оно удивительно похоже на лицо девочки из картины «Тройка». Возможно, художник таким образом хотел подчеркнуть идею надежды и перемен, которые находятся в руках молодого поколения. Однако подтверждений этому нет. Поэтому вопрос, хотел ли художник передать нам тайное религиозное послание, мы оставим открытым.

Через картины Василия Григорьевича Перова можно проследить предреволюционные настроения в обществе. Подобный идейный реализм можно встретить в работах Достоевского, Репина и Савицкого. Это дух времени, который жил в сердцах творцов, политиков, крестьян, детей и их родителей. Он сотворил историю и всё то настоящее, в котором мы с вами живем. И именно через такие произведения мы можем лучше понять себя и окружающий мир.


Автор Анна Филимонова

  

«Я увлечена искусством и исследованием мира. Люблю открывать новые горизонты, погружаться в культуру разных стран и находить вдохновение в каждом мгновении. Жизнь для меня — это захватывающее путешествие! И мне хочется делиться этим путешествием с вами!»

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!