«Есть у каждого загадка, Уводящая во тьму, У меня — моя перчатка…» Н.Гумилёв
Перчатки — интересный предмет в человеческом чемодане. Перстатая рукавица. Этимология прояснит: рукавицы (рука + вить, обвивать) на перстах. Конечно, начальная функция перчаток — сохранение тепла и безопасность. Она подчёркивала индивидуальность хозяина и скрывала её, когда хозяин хотел скрыть своё присутствие — следы.
По-моему, ни один аксессуар не претерпел таких изменений, как перчатки. На каком-то историческом этапе они стали модным аксессуаром обоих полов. А также частью униформы офицеров и лакеев.
Чего только не сделаешь с перчаткой! Примеришь и купишь; потеряешь, будешь искать и найдёшь; наденешь, натянешь, нацепишь; сорвёшь или просто снимешь, стянешь или еле стащишь; сожмёшь-стиснешь, будешь держать и теребить, мять; бросишь или в сердцах швырнёшь…
Воспользовавшись уже знакомым читателю ресурсом (смотри предыдущую статью про носовые платки), увидела интересную закономерность. Теряют перчатки, в особенности правую, не героини, а герои! Им приходилось постоянно надевать-снимать перчатку с правой руки. Потому что они соблюдали правила приличия. Подавали правую руку без перчатки, но танцевали в перчатках и т.д.
Вспомните сцену из фильма «Эмма» 2004 года по роману Джейн Остин: мистер Найтли, прибежав в перчатках к дому Эммы, стаскивает тесные перчатки, ведь он хочет/должен поцеловать руку Эммы. Перчатки тесные, узкие были и у Наполеона: он стал снимать перчатку с белой, маленькой руки и, разорвав её, бросил. Ближе перчатки не было у кожи тела человека ничего. А героини не снимали (никогда раньше не обращала внимания) перчаток вовсе (все та же Эмма и дома в лайковых перчатках)
Интересно складывается судьба белых перчаток. Когда-то боевая рукавица ратника стала частью униформы, прежде всего офицерской формы и лакейской. Они, у кого бы то ни было, и у масонов в том числе, — знак, символ служения. А также атрибут ритуала. Помните, князь Андрей Болконский говорит вступившему в братство Пьеру: «Ты знаешь наши женские перчатки» (он говорил о тех масонских перчатках, которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине).
«… приедет в белых перчатках и давай распоряжаться — это не так, то не так.
Приедет в мундире, в белых перчатках — картина! — как тут отказать!»
Здесь белые перчатки — отличительный признак начальника — сигнал для подчинённых.
«По шоссе медленно ехал верхом офицер в белых перчатках и в адъютантском мундире»
Лакеи тоже должны были быть в перчатках, но нитяных, не замшевых.
С лестницы выглянул красавец лакей во фраке и белых перчатках.
Фирс (идёт к кофейнику, озабоченно). Барыня здесь будут кушать… (Надевает белые перчатки.) Готов кофий?
Прокофьич, в чёрном фраке и белых перчатках, с особенною торжественностию накрывал стол на семь приборов.
Перчатки выдавали положение героя в обществе.
Есенин, покинувший родные места, подчеркнул изменение в своём положении: городской, светский, признанный поэт.
Я иду долиной, на затылке кепи,
В лайковой перчатке смуглая рука.
Социальное положение подчёркивал материал, из которого были сшиты перчатки.
Покупка перчаток — важное событие и для некоторых самая настоящая проблема. Это событие или его невозможность характеризуют настоящее материальное и социальное положение героя, его цели, чаяния и самоопределение.
Мы решили перчаток не покупать, потому что такой экстренный расход был нам не по карману…(Н.Лесков)
Наш брат народ серый, мы и в трубу, и в навоз сходим-с… известно, перчаток не покупаем. (М.Салтыков-Щедрин)
Анна Андреевна манишку новую приготовит (к такому лицу уж нельзя иначе!), перчатки для полного бонтону купить, да и пойти к его сиятельству. (Ф.Достоевский)
Но за то я и люблю вас, Маша, что вы не светская барышня, не смеетесь без нужды, не носите перчаток на ваших руках. (И.Тургенев)
Достоевский, рисуя портрет Аркадия Ивановича Свидригайлова, пишет: «В руках его была красивая трость, которою он постукивал, с каждым шагом, по тротуару, а руки были в свежих перчатках».
Только состоятельный человек мог позволить себе много перчаток и менять их. А вот Пётр Петрович Лужин ещё только хочет «попробовать Петербурга» и поэтому держал дорогущие, лайковые, только купленные перчатки в руках, когда приходит знакомиться с Раскольниковым: «даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских (перчаточник Жувена из Гренобля изобрел колодки, придающие перчаткам форму), перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду».
Читатель чувствует отвращение к генералу из рассказа Толстого «После бала» именно потому что «сильной рукой в замшевой перчатке он бил по лицу испуганного малорослого, слабосильного солдата», а буквально несколько часов назад на балу он, «по правилу» надев перчатку на правую руку, приглашает дочь танцевать. Читатель от Толстого знает о бальных-танцевальных перчатках, без которых нельзя пригласить барышню на танец. Вызывающая у современных подростков улыбку сцена из трилогии («Детство», «Отрочество», «Юность»), когда Николенька ищет хоть какие-нибудь перчатки, трогательна. «Э! да у вас, видно, будут танцы, — сказал Сережа, выходя из гостиной и доставая из кармана новую пару лайковых перчаток, — надо перчатки надевать. «Как же быть? а у нас перчаток-то нет, — подумал я, — надо пойти на верх — поискать».
Не могу не привести этот эпизод целиком: «Но хотя я перерыл все комоды, я нашел только в одном — наши дорожные зеленые рукавицы, а в другом — одну лайковую перчатку, которая никак не могла годиться мне: во-первых, потому, что была чрезвычайно стара и грязна, во-вторых, потому, что была для меня слишком велика, а главное потому, что на ней недоставало среднего пальца, отрезанного, должно быть, еще очень давно Карлом Иванычем для больной руки»…
Теперь не назовёшь упоминание автором перчаток мелочью, чем-то лишним.