Знакомый всем по знаменитому фильму Марка Захарова сюжет о чародее-авантюристе — графе Калиостро, скрывающемся со своей свитой в Смоленской губернии, — теперь представлен на сцене «Градский Холл» в Москве. В основе спектакля «Формула любви» лежит всё тот же, не побоимся этого слова, гениальный киносценарий Григория Горина. При упоминании этого факта многие могут задаться вопросом: не явилась ли эта постановка дословным повторением старого, просто с новыми лицами? Смеем вас заверить: это не так. Любители кинокартины однозначно останутся довольны. История не изменилась, но в ней появились новые интересные детали и сценические находки.
В спектакле прослеживается стилистика итальянского народного театра — комедии дель арте. Этот жанр предполагает сценические импровизации с участием устойчивых персонажей — масок, отсюда и другое название — «комедия масок». В размеренную жизнь российской провинции врывается яркий и непредсказуемый балаган. Эта эстетика присутствует во всём: начиная с ансамбля, чьи костюмы напоминают костюмы масок, и заканчивая сценографией. Одна из основных декораций – это огромный занавес, добавляющий элементы игры и театральности всей истории. Самыми яркими масками становятся приближённые Калиостро, его свита: Жакоб, Маргадон и Лоренца. Глядя на них, невольно возникает мысль, что перед нами два Арлекина и Коломбина. В итоге получается на редкость любопытный контраст душевной, хоть и временами наивной русской провинции и взбалмошного итальянского театра.
Что ещё необходимо знать перед походом в театр? В спектакле звучит оригинальная музыка и слова песен. Поэтому не ждите, что Жакоб и Маргадон споют вам знаменитое «Уно моменто». Расстраиваться раньше времени тоже не стоит: в спектакле присутствует множество новых музыкальных номеров под аккомпанемент камерного оркестра. Но в первую очередь постановка привлекает хорошей актёрской игрой.
На сцене сошлись артисты как драматического, так и музыкального театра. Доктор в исполнении известного актера Александра Семчева был безупречен, публика замирала и ловила каждую его фразу. В главной роли графа Калиостро блистал Александр Яцко, это идеальный перенос персонажа с экрана на сцену. Запоминающейся получилась и свита Калиостро: Лоренца (Людмила Колесникова), Жакоб (Дмитрий Миллер) и Маргадон (Марат Абдрахимов). Лоренца вышла страстной и обворожительной, но её, к сожалению, в спектакле очень мало. Дмитрию Миллеру и Марату Абдрахимову выпала совсем нелёгкая задача – воплощение на сцене дуэта Жакоба и Маргадона, ведь только ленивый не сравнивал их с дуэтом Александра Абдулова и Семёна Фарады. Образы этих двух героев претерпели, вероятно, наибольшие изменения. Герои всё так же обаятельны, но более грубоваты и комичны. Две маски, сбежавшие из итальянского балаганчика. Дуэт кузнеца (в исполнении Николая Дроздовского) и Фимки (в исполнении Полины Каменевой) пришёлся зрителям также весьма по вкусу.
Как уже говорилось, помимо драматических в спектакле задействованы актёры музыкального театра. В премьерном показе на сцену вышли Оксана Костецкая (лауреат премии «Золотая Маска»), Ярослав Баярунас и Екатерина Салес. Оксану Костецкую многие знают по ролям в «Норд-Осте», «Кабаре», «Монте-Кристо» и большому количеству других мюзиклов. Тётушка Костецкой обворожительна и остроумна, а её совместные сцены с Алёшей (Ярослав Баярунас) являются едва ли не самыми очаровательными моментами во всей постановке. Алёша из спектакля, как нам кажется, затмил свою киноверсию. Персонаж изменяется и взрослеет по ходу сюжета. Он по-прежнему комичен, но по-своему обаятелен. В финале искренне ему сопереживаешь, ждёшь, когда же он, наконец, «отобьёт» Марию у графа. Екатерине Салес удалось воплотить на сцене искреннюю и нежную Марию и влюбить в себя не только Алёшу, но и зрителей. Пару слов стоит сказать и об ансамбле. Бывают постановки, где ансамбль выглядит третьим колесом, мешающим воспринимать картину. Это не тот случай, здесь всё получилось весьма органично.
Спектакль оставляет после просмотра очень приятные впечатления. Такая лёгкая, светлая комедия, после которой не можешь перестать улыбаться. Кто-то испытал чувство ностальгии, кто-то только познакомился с этой историей. Весьма удобно, что обязательного ознакомления с экранизацией постановка не требует. Теперь нам остаётся лишь ждать, сумеет ли «Формула любви» сыскать любовь публики и найти своего зрителя, который будет с трепетом ждать каждого нового блока, – во всяком случае, мы спектаклю этого искренне желаем!