Так случилось, что самой популярной темой декабря стало обсуждение сериала «Слово пацана. Кровь на асфальте». Не знать, кто такой чушпан, Адидас или что случилось с Айгуль, стало просто неприлично.
Исполнитель роли Марата, молодой актёр Рузиль Минекаев, собрал за считанные дни миллион подписчиков в запрещённой соцсети; книга Роберта Гараева, по мотивам которой и был снят сериал, была раскуплена во всех книжных, а из машин играет песня «Пыяла».
Наши мнения отнюдь не объективны, но каждый из участников решил рассказать, зачем он посмотрел сериал.
Елена Каратун, редактор раздела «Жизнь»
«Мне повезло, что я начала изучать вопрос ещё на стадии первых трёх серий. Этот обзор был бы более объективен, будь написан не сейчас, а, например, две недели назад, так как всё, что было после, больше напоминает снежную лавину, накрывшую всех с головой, от которой невозможно было спрятаться. Не просто так самый популярный мем последних недель — «всё, что я знаю о “Слове пацана”, я знаю вопреки своему желанию». Незнание фабулы, имён персонажей или значения слова «чушпан» выставляло «лохом» (прошу простить за мой русский) самого́ спрашивающего во время светских бесед.
Создалось впечатление, что первые серии все смотрели втихаря, стесняясь в этом признаться, а после случился коллективный каминг-аут. Я до сих пор помню, как все взахлёб обсуждали новый сезон «Игры престолов» и задавались вопросом, а жив ли Джон Сноу? Что-то похожее произошло и сейчас. После шестой серии всех интересовала только судьба… (вы сами знаете, а может, вам ещё предстоит выяснить, кого).
Трезвой оценке сериала на пользу это не пошло. Когда находишься постоянно в информационном поле, где на повестке только одна тема для обсуждения, то не только невольно теряешь своё собственное отношение, но и начинаешь «переедать» предмет дискуссий. Вся эта шумиха из-за запретят/не запретят/переснимут ли финал только провоцировала разговоры о том, что постановщики идут на поводу критики, корректируя сюжет в зависимости от мнения общественности. Так ли это было на самом деле — мы никогда не узнаем, как и то, что только время покажет, станет ли «Слово пацана» второй «Бригадой», которую смотрят и двадцать лет спустя. Тогда, в нулевых, стриминговых платформ и соцсетей ещё не было, а ведь может, Фил, Пчела и Космос тоже получили бы другой финал.
Но эти все размышления имеют к самому сериалу только косвенное отношение. Сложно не согласиться, что «Слово» Жоры Крыжовникова стало настоящим явлением в нашем кинематографе, заставив вскрыть уже прикопанные годами воспоминания о последней пятилетке СССР.
Всеобщей ностальгией повеяло из всех щелей. И сегодня «казанский феномен» не в обилии бандитизма и зарождении организованных группировок в конце 80-х, а в том, как он сыграл на коллективном бессознательном абсолютно разных по возрасту и социальному статусу людей в наше время».
Валентина Симутина, автор Porusski.me
«А ты пацан или чушпан?»
В ноябре этого года в топы рейтинга российских сериалов, сметая всё на своем пути, ворвался новый шедевр — «Слово пацана. Кровь на асфальте». Загудел интернет, загудела общественность и поделилась на два лагеря. Одни считают, что нельзя романтизировать такие вещи, другие с упоением и жадностью смотрят каждую серию, разбирая сюжет на косточки, делясь цитатами и своими прогнозами на дальнейшее развитие событий.
В «ТикТоке» старшее поколение ностальгирует по ушедшим временам и сложной юности, а более молодое снимает ролики, в которых бреют головы, а в телефонах переименовывают друзей на чушпанов. Старые давно забытые песни снова играют в наушниках, «Седую ночь» не поёт только ленивый, а пацаны больше не извиняются. Такого мощного ажиотажа российские сериалы не помнили давно, еще со времен «Бригады», «Бумера» и «Брата».
Так чем же этот сериал так цепляет?
Во-первых, реалистичностью. Многие узнают свои старые советские квартирки, обшарпанные подъезды, где холодным зимним вечером случился первый поцелуй. Красные галстуки и пресловутую музыкалку. А для более «крутых» — дискачи в местном ДК, где образовывались кружки с горкой сумок на полу посередине. И нежные, неловкие объятия при неожиданном медляке. Вспомнят те, кто пропадал на улицах целыми днями и знает, что такое «сходка» и кто такие «старшие». В каких местах лучше не ходить одному, а где ты можешь чувствовать себя хозяином. Всё это было, многие это помнят. И пусть не в каждом городе существовали ОПГ, но пацаны все равно сбивались в стаи, и у каждой была своя территория.
Во-вторых, персонажи. Волей-неволей ты не можешь к ним не привязаться. Радуешься, а потом страдаешь. Потом снова радуешься и снова страдаешь. Почти в каждой серии есть свои эмоциональные качели. Глядя на то, как совсем молодые ребята сыграли свои роли, начинаешь по-настоящему уважать и восхищаться современными работами российского кинематографа. Та же молодежь, посмотрев сериал, уже выбрала себе крашей, снова разделившись на лагеря. Вова Адидас (Иван Янковский), Маратик (Рузиль Минекаев), Пальто (Леон Кемстач), Турбо (Вячеслав Копейкин) завоевали немало сердец юных женских сердец.
Ну и в-третьих, фантастическая работа режиссера Жоры Крыжовникова и сценариста Андрея Золотарева. Вдохновившись книгой Роберта Гараева «Слово пацана. Криминальный Татарстан 1970-2010 гг.», им удалось создать очень похожую атмосферу того времени, добавив элементы дружбы, любви и своеобразный кодекс чести.
Музыка, использованная в сериале, ещё больше триггерит и отбрасывает в прошлое. Почти каждый кадр захватывает и удерживает внимание, заставляя оставить все свои дела и полностью погрузиться в кинокартину. Достойная работа, цепляющая, не оставляющая равнодушным.
Подводя итог, скажу: надо смотреть. Пусть это не ваш жанр, пусть вам даже не понравится эта жестокость, но будьте уверены: оторваться будет очень сложно. Слово пацана».
Женя Южная, главный редактор Porusski.me
«Когда из каждого утюга было слышно о «Слове пацана», я твердо решила: смотреть буду. Если российский сериал вызывает такой ажиотаж, нельзя это пропустить.
С первой серии стало понятно: кино чертовски хорошее. Это тот случай, когда ждёшь неделю новую серию, или когда в баре с друзьями обсуждаешь версии, специально или нет в сеть слили финал! Помню, последний раз в моей жизни было подобное, когда выходили заключительные сезоны «Игры престолов». И это высокая планка! Где-то в параллельной вселенной, где «Нетфликс» не ушёл из России, американская киноплатформа зарабатывает миллионы на российском кино о казанских группировках 80-х.
Это кино о времени, когда, кажется, по-другому было никак. И все восемь серий есть ощущение наступающей неизбежности. И, несмотря на привлекательность персонажей, их путь видится последовательным падением. Оно происходит не потому, что в них таится зло и ненависть, и не потому что им, как персонажу «Заводного апельсина», нравится насилие. Нет, ребята с довольно геройским потенциалом видят только одну площадку для реализации, и улица поглощает их.
— Если бы ты там был на моем месте, ты бы как поступил?
— Я бы на твоем месте не оказался.
И пока они, как солдаты на войну, идут к своей неизбежности, страдают женщины, которые находятся рядом. Те, кому не быть ни пацаном, ни чушпаном. Жены, матери, любимые. Их судьбы поломаны вопреки их выбору.
Тем временем пацанские разборки выходят далеко за рамки улиц, поглощая весь город, как ядерный гриб . Ненависть порождает ненависть, убийство тянет за собой новую кровь.
Прекрасное кино. Если ещё не видели, самое время».
Катя Котова, редактор раздела «Кино» Porusski.me
«Слово пацана» — сериал, ментальность которого «вшита» в каждого из нас. Неважно, родился ты в 80-е или 90-е: музыка, одежда, гопники, диалоги — всё это знакомо и вызывает дрожь в теле, как ноготь по стеклу. Я выросла на окраине Уфы, хоть и не в Казани, но мне отзывался даже татарский акцент. Когда смотришь каждую серию, постоянно думаешь: да, такое время было, так и жили. Переоцениваешь многое и радуешься, что сейчас не так. Но всё так же скучаешь по юности, ставишь на репит «Седую ночь» и пересматриваешь старые фото».