Спектакль «Обыкновенное чудо» – премьера Алексея Франдетти в ТЮЗе им. Брянцева. Франдетти — режиссёр, чьи спектакли в жанрах мюзикла и музыкального спектакля идут в самых известных театрах России. Каждая его работа обладает уникальным стилем и атмосферой. Что же отличает «Обыкновенное чудо»?
Одной из составляющих спектакля, которая определяет его направление развития – это сценография, созданная Вячеславом Окуневым. Место действия– железнодорожный вокзал (кстати, промо-фото к этому мюзиклу снимали на Витебском вокзале в Петербурге). Вокзал – место, которое находится между двух миров, герои уже не в пункте отправления, но и не в пункте назначения, поэтому здесь может случиться всё, что угодно, и даже смоделировать измерение, в котором как будто всё возможно и даже смерти нет. Таким выбором места действия постановки режиссер усилил атмосферу междумирья и неправдоподобности происходящего, которая уже есть в пьесе Евгения Шварца. Например, в «Обыкновенном чуде» есть персонаж Медведь, который в сказках и мифах разных народов мира является проводником в мир мертвых.
Смыслообразующая конструкция на сцене – это огромная лестница, на ступеньках которой происходит действие: произносятся диалоги и монологи, исполняются арии, разыгрываются бои. Но помимо такого прямого функционального значения в зависимости от того, как герои стоят на лестнице друг относительно друга, становится понятно, на каком эмоциональном уровне они друг с другом. Например, в начале Принцесса и Медведь находятся на одном уровне друг с другом, но, когда Принцесса духовно развивается, она переходит на более высокую ступеньку, чем Медведь.
«Обыкновенное чудо» – хорошо сделанный спектакль, но что же его делает таким и что такое в принципе «хорошо сделанный спектакль»? Одна из его черт – внешние признаки-флажки (костюмы и их цвета, прически, аксессуары, движения персонажей, предметный мир, в котором они существуют), указывающие на внутренние связи между героями. Например, в спектакле есть некоторые видимые приметы, благодаря которым можно составить пары Хозяин (Волшебник)-Медведь и Хозяйка-Принцесса:
– Хозяйка и Принцесса носят очки, у этих героинь сложносочиненные костюмы, состоящие из множества интересных элементов, в волосах красивые повязки;
– во время диалога между Медведем и Хозяином (Волшебником) эти два героя стоят на лестнице практически в идентичных пальто, в одинаковой позе и на одном уровне на лестнице.
Что же дает установление таких связей? Они помогают понять концепцию постановки и делают спектакль «хорошо сделанным». Можно предположить, что Принцесса и Медведь – это проекции Хозяина и Хозяйки в реальности, созданной Хозяином, который является еще и Волшебником (этот герой доказывает, что он действительно является им: во время своего первого появления на сцене Хозяин показывает настоящие фокусы!). Волшебник создает выдуманный мир, чтобы обмануть смерть и, как следствие, его жена осталась бы жива. Есть такой психологический метод – расстановка, когда вместо человека и его окружения выбираются заместители, и ситуация «проигрывается» этими заместителями. Хозяин как будто проводит точно такую расстановку, но что-то идет не по плану, и заместители (Медведь и Принцесса) начинают сами решать, что им делать, ситуация выходит из-под контроля Волшебника, вызывая у героя негодование и ярость.
Атмосферу потустороннего мира и нереальности происходящего усиливает присутствие Короля и его свиты. Мир Короля – гротескный, весь какой-то чересчур в своих проявлениях: придворные ведут себя шумно, очень громко говорят. Эти герои – пассажиры, прибывшие из неизвестных стран (на это указывает большое количество чемоданов, которые у них в руках), они одеты в яркие театральные костюмы, на лицах сценический грим. Глядя на Короля, возникает ощущение, что Принцесса лишняя в его семье, и контраст между ними как будто намеренно так гиперболизирован.
Не удается Волшебнику обмануть смерть, изменив историю: жена умирает. Сцена прощания героя со своей любимой очень красивая и кинематографичная: стоящая рядом с Волшебником Хозяйка исчезает в дыму невидимого поезда, а в руках у героя остается лишь её пальто, по авансцене начинает своё движение игрушечный поезд. И вот тут вопрос: а не было ли всё происходящее лишь фантазией Волшебника или его воспоминанием, призраком прошлого, а жена умерла уже давно? Каждый решает сам, но никто не останется равнодушным.