Ваше сообщение успешно отправлено!

Проект «Герои и современники Серебряного века» в Третьяковской галерее

Серебряный век: лица, эпохи, события

Государственная Третьяковская галерея представляет проект «Герои и современники Серебряного века» — четвертый в цикле графических выставок из собрания музея, посвященных культуре рубежа XIX–XX веков. Экспозиции «Предчувствуя ХХ век», «Александр Бенуа и его “Мир искусства”», «Арлекины Серебряного века. К.А. Сомов, С.Ю. Судейкин, Н.Н. Сапунов» были посвящены ведущим мастерам Серебряного века.


Николай Феофилактов (1905). Рекламный плакат подписки на журнал «Золотое руно» на 1906 год.

Начало ХХ века в России — переломный период, смена эпох, политических режимов и, наконец, Первая мировая война. И при этом небывалый творческий расцвет, названный впоследствии Серебряным веком. Литература, театр, музыкальное и изобразительное искусство этого периода оставили значительный след в культуре нашей страны. Бурная художественная жизнь породила множество направлений, во взаимодействии которых складывается яркий и причудливый образ эпохи. Проект рассказывает не только о главных персонажах художественной жизни обеих столиц, ставших воплощением понятия «Серебряный век», но и о незаслуженно забытых или не получивших должной известности мастерах.

Леонид Пастернак. Концерт Ванды Ландовской. 1907 год

На выставке мы можем увидеть переосмысление художниками канонов истории искусств. Залы разделены согласно сюжетам: в первом нас встречают портреты героев Серебряного века. Здесь и художник в маскарадном одеянии, актер в костюме, музыкант и посетитель кафешантанов и артистических кабаре, меценат и богема.

Аристарх Лентулов. Купальщицы. Начало 1910-х

Следующие залы — это исследование разных течений и школ изобразительного искусства, совершенно по-разному интерпретировавших мотивы окна, деревьев, фонтанов, арлекинад, прогулок, купальщиц, венер, художники раскрывают их новые смыслы и создают новые каноны.

Вечное противостояние столиц отражено в зале с «картинами по русской истории». Реалистический идеал в трактовке исторического события уступает место эстетически выверенной идеализации истории в работах Андрея Рябушкина, Сергея Иванова, Аполлинария Васнецова, Михаила Нестерова, Александра Бенуа, Евгения Лансере, Мстислава Добужинского. Однако в поиске истоков, новых тем и языка каждая из столиц выбирала свое прошлое. Для петербуржцев характерна ностальгия по золотому веку отечественной культуры, уходящей эпохе дворянских усадеб, для москвичей интересно наследие допетровской Руси, которое воспринималось как квинтэссенция подлинно национального духа.

В последнем зале выставки представлена композиция Юрия Анненкова «Распятый Арлекин», где перекрещиваются, замыкаясь, сразу несколько линий нынешней экспозиции. Начало Первой мировой войны усугубило ощущение грядущих катастроф — самые простые мотивы обрели мистическую окраску. Символический смысл жертвоприношения считывается и в «Мяснике» Марка Шагала, и в «Кабане» Павла Филонова. Непритязательный на первый взгляд «почти интерьер», созданный в год начала войны, — «Часы» Шагала — вырастает до неумолимого символа своего времени, начиная отсчет настоящего ХХ века.

В выставке участвует более 280 произведений графики из собрания Государственной Третьяковской галереи. Среди них графические работы Врубеля, Поленовой, Головина, Билибина, а также будущих авангардистов Кандинского и Гончаровой.

Даты проведения: 24 ноября 2023 г. — 19 мая 2024 г.

Место проведения: Государственная Третьяковская галерея, Лаврушинский переулок, 10, залы 49–54


Читайте также: Третьяковская галерея: история и интересные факты

 

От бьюти-редактора до экскурсовода. 7 лет профессионально влюбляла в помады, а теперь влюбляю в Москву!


Еще статьи этого автора