Рассказываем, на какие выставки сходить в ноябре, чтобы взбодриться и не впасть в зимнюю спячку. Читаем Кафку и идем на выставку-исследование в Еврейском музее; попадаем в волшебную инсталляцию-сад в ЦТИ Фабрика; путешествуем по сакральным местам Малевича в галерее на Шаболовке; изучаем работы неизвестных художников в Музее русского импрессионизма и смотрим на современное искусство из Петербурга в ММОМА.
Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма
До 21 января
Музей русского импрессионизма неизменно выдает качественные, необычные и продуманные проекты. На этот раз создатели выставки сосредоточились на интересной теме, мало до этого исследованной — на тех картинах, которые не были атрибутированы, то есть не имели своего автора и шли с пометкой «н/х» — неизвестный художник. Такая кураторская концепция позволяет лучше сфокусироваться на художественных особенностях работы, а не на личности автора.
На выставке представлена живопись и графика неизвестных художников конца XIX — первой трети XX века. Часть экспозиции составляют работы, авторство которых было установлено за последние 60 лет, среди них: Давид Бурлюк, Николай Милиоти, Роберт Фальк, Ольга Розанова, Василий Кандинский. Дополняет выставку бесплатный аудиогид, где собраны рассказы музеев и коллекционеров о пути картин «н/х» от поступления в собрание до атрибуции. Пространство выставки состоит из семи разделов: свет, цвет, форма, композиция, фактура, точка и линия, звук и движение. Исходя из этих художественных категорий, зритель может рассмотреть работы, представленные в экспозиции, свежим и незамутнённым взглядом и сдвинуть свой фокус внимания с фигуры создателя на произведение и его особенности.
Читайте также: Выставка «Автор неизвестен. Коснуться главного» в Музее русского импрессионизма
Персональная выставка художника Дмитрия Кадынцева «Первооткрыватели» в Центре творческих индустрий «Фабрика»
До 12 ноября
Персональный проект Дмитрия Кадынцева, победителя конкурса «Фабричные мастерские» в ЦТИ «Фабрика» — это тотальная инсталляция-сад, населенная животными, растениями и антропоморфными существами. Инсталляция заполняет собой все пространство зала «Артхаус», приглашая зрителя из внешнего наблюдателя стать полноправным гостем волшебного сада и познакомиться с его обитателями.
Гуляя внутри пространства можно увидеть кормушки для птиц и бочки с яблоками, встретить деревянного оленя и сову, притаившуюся в уголке — некоторые из этих героев вышли в трехмерную реальность из живописных произведений художника, например олень, частый гость работ Кадынцева.
Инсталляция — относительно новый инструмент в художественной практике автора, ранее он больше работал с живописью: в его картинах человек настолько сливается с окружающим ландшафтом, что становится его частью. Центральными героями работы в этом случае выступают животные и растения: в инсталляции автор использует тот же прием, выдвигая на первый план природные процессы и животных, наделенных человеческими мыслями и чувствами. Курирует проект Ира Конюхова.
«Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» в Еврейском музее и центре толерантности
До 14 января
Тонкую, актуальную и продуманную выставку показывает Еврейский музей и центр толерантности. Кураторская концепция сфокусирована вокруг одной личности — писателя, чья фамилия превратилась в прилагательное, созвучное настроению его творчества.
Давно уже стало расхожей фраза, что произведения Кафки «предсказали XX век», тем не менее масштаб писателя для литературы — огромен, и это несмотря на то, что его романы остались незаконченными. Кафка с предельной точностью описал те сложные чувства и эмоции, в которые предстоит погрузиться человеку XX и XXI веков: абсурд и непонимание происходящего, одиночество и невозможность противостояния человека и тоталитарной машины.
Выставка «Процесс. Франц Кафка и искусство XX века» сосредоточена на связях между произведениями писателя и крупнейшими художественными явлениями ХХ столетия. Отдельно стоит отметить архитектуру экспозиции: пространство предполагает несколько направлений движения зрителя, ведущих к центру экспозиции, сформированному как аллюзия на роман «Замок».
Первый маршрут выстроен по линии одного из самых известных рассказов Кафки «Превращение». Трансформацию привычного мира главного героя визуализируют произведения немецких экспрессионистов, таких как Георг Гросс, Макс Пехштейн, Эгон Шиле и других.
Второй путь ведет к пространству, воссоздающему интерьер конторы, подобной той, в которой работал и сам Франц Кафка, и главный герой романа «Процесс» Йозеф К. В этом разделе представлены произведения концептуалистов: Джозефа Кошута, Ильи Кабакова, Виктора Пивоварова, Дмитрия Пригова и других.
«Путь Малевича» в Галерее на Шаболовке
До 14 января
Настоящую выставку-путешествие, посвященную Казимиру Малевичу, представили в галерее на Шаболовке. Проект представляет собой маршрут по ключевым для художника местам, в которых были созданы его главные произведения и философские труды. Стартуем в Кунцево, где художник снимал дом по соседству с Владимиром Маяковским — в соавторстве они создали несколько плакатов. Далее, через Немчиновку, продвигаемся к поселку Малевича, Никольскому храму и Барвихе. Каждая из этих локаций имеет свою сакральную ценность для Малевича, с ними связаны центральные события его жизни.
На выставке представлена важная часть личной истории Казимира Малевича, архивные фотографии и документы, а также работы современных художников, созвучные творчеству Малевича. Живописных работ художника на выставке нет, да это и не нужно, — в целом можно в любой день прийти в Новую Третьяковку и посмотреть «Черный квадрат».
Персональная выставка художника Ивана Чемакина «Дорожное кино» в Московском музее современного искусства
До 19 ноября
«Дорожное кино» — персональный проект петербургского художника Ивана Чемакина, работающего в широком диапазоне техник. В своем творчестве автор исследует феномен «окраины», невидимой и неразличимой для взгляда «из центра» и создает свою особую мифологическую систему.
В своей художественной практике автор использует старые объекты, давно потерявшие свой товарный вид, в качестве сакральных, наделенных собственным характером. Переосмысляя простые или использованные предметы — будь то производственная упаковка, рваные биллборды, наклейки с товарным знаком, художник видит их как значимые артефакты, не имеющие ничего общего с их утилитарным назначением в бытовом современном мире.
Название проекта «Дорожное кино» обосновывает построение экспозиции, состоящей из пересобранных и переосмысленных инсталляций художника, относящихся к разным проектам, объединенных с объектами, созданными специально для выставки. Все вместе они организуются в «смонтированную» хронологию творческого пути «художника-визионера», обитающего где-то в параллельном времени и пространстве.