«Случайность — частый случай закономерности» — это фразу произносит героиня Ирины Муравьевой, Надя Клюева, в советском фильме 1985-го года «Самая обаятельная и привлекательная». Кому принадлежит авторство этой фразы, доподлинно неизвестно, но то, что случайности не случайны и всё в нашем мире взаимосвязанно, остается фактом.
Тема эта много веков, начиная со Средневековья и до наших дней, будоражит умы учёных и простых обывателей, и кинематограф, конечно, не оставил без внимания этот большой вопрос. Для меня хрестоматийным фильмом на эту тему является «Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньярриту (2006), но после его выхода появилось несколько не менее интересных работ, касающихся топика, которые наталкивают на полезные размышления. С большим удовольствием представляю их вашему вниманию.
11 минут (Польша, 2015)
Сильно фрагментированный психологический триллер польского глыбы-режиссёра Ежи Сколимовского, границы сюжетных линий которого прочерчены таким образом, что ощущаются почти физически. На протяжении всей картины, в которой показано несколько отдельных параллельных историй, чувствуется ритм героев и то напряжение, которое эти герои аккумулируют. В какой-то момент сюжетные линии случайным образом пересекаются, и это напряжение достигает своего апогея — наступает чрезмерно механическая кульминация. В интервью Ежи сказал, что изначально писал сценарий с финала и назвал свой метод «контролируемой катастрофой». Очень удачное определение, на мой взгляд.
Пылающая равнина (США, 2008)
Тут всё просто — режиссёр Гильермо Арриага писал сценарий к «Вавилону», который я упомянул в предисловии к подборке. Написал выворачивающий наизнанку драматургию сценарий, а через два года снял свой собственный фильм. И с вывернутой наизнанку драматургией в «Пылающей равнине» дела обстоят ничуть не хуже. Фильм цепляет с первых минут и держит зрителя до конца. Любовь и ненависть, телесность и духовность, грех и покаяние. Шарлиз Терон и Ким Бейсингер прокатят вас на этих качелях так, что мало не покажется. И случай, случай, случай… Картина в том же году взяла приз Марчелло Мастроянни, кстати. Не зря, как по мне.
Пожары (Канада, 2010)
Действительно, в нашем мире всё взаимосвязано. Потяни за одну ниточку и можешь сильно удивиться, куда она тебя приведет. Взаимосвязь же, возможно, уловишь позднее. А может и не уловишь. И даже можешь пожалеть, что вообще за эту ниточку взялся… Это кино большого мастера Дени Вильнева именно об этом. В ленте — неизвестные широкому зрителю актёры, которые играют, как в последний раз, в сюжете на фоне гражданской войны (по всей видимости, в Ливане). Очень серьёзное кино, после которого зрелому человеку потребуется не один день на размышления и упорядочивание своих скачущих мыслей.
Цена человека (Италия, 2013)
Купился на этот фильм в своё время из-за Валерии Бруни-Тедески — одной из самых лучших европейских актрис и, по совместительству, старшей сестры небезызвестной Карлы Бруни. Картина, кстати, получила «Золотой глобус» за лучший фильм. И, честно говоря, я думаю, что и без Валерии бы получила — режиссер Паоло Вирдзи всё для этого сделал, сняв ленту-карикатуру на современное общество, которая также затрагивает интересующее нас с вами присутствие Его Величество Случая в нашей жизни.
Магия зверя (Франция, 2019)
Если вы дочитали до этого места, то будете вознаграждены, поскольку в качестве хедлайнера в моей подборке — многослойный и сложносочинённый фильм французского режиссёра Доминика Молля «Магия зверя». Название, по моему скромному мнению, абсолютно идиотское, но фильм этот необходимо посмотреть всем и каждому, ведь именно в этой идеально скроенной полифонической драме, сюжетные линии представляют собой детали пазла, который Молль искусно и нарастающим напором перемешивает, после чего складывает в оглушающе дикую, почти мистическую, но красивую картину об одержимости, желании, любви и смерти. А тема случая и взаимосвязи здесь — дирижер, управляющий этим идеальным оркестром.