Ваше сообщение успешно отправлено!

Палитра жизни Николая Рериха

Цвет в творчестве художника

Цвет — один из приёмов воздействия на зрителя. Картины Николая Рериха отличает не только глубокое содержание или многогранность смыслов, но и колористика, которая в некоторой степени обращает внимание на ключевые части композиции. Спустя время появился термин «рериховские краски», который отражал главную особенность его полотен — они словно светились изнутри. Сила красок оказывается могущественна: цветовые лучи устремляются за пределы картины, наполняя светом всё вокруг.

Добиться передачи светящихся фрагментов во многом помогала техника темперы. Художник выбирает насыщенные цвета и гармонично сочетает яркие и пастельные краски, что придаёт полотнам особую выразительность. Палитра его состоит преимущественно из синего, лилового, розового, жёлтого и зелёного цветов.

«Все серое, чёрное и мрачное, туманное уже достаточно затемняло человеческое сознание. Каждый должен снова подумать о ярких блестящих оттенках, которые всегда знаменуют эпоху возрождения», считал Н. Рерих.

Бездонная синева 

Синий и лиловый цвет у Рериха встречается очень часто, отражает чистоту, мудрость, свободу мысли и олицетворяет тяготение к творчеству и проявление таинственности, соответственно.

Центрально-Азиатская экспедиция, организованная художником во втором десятилетии 20 века, подарила ему вдохновение для написания серии полотен «Гималаи», в которой центральную роль играют синие и лиловые тона. Поселившись в Индии, Рерих начал работу над самой крупной живописной серией. В сборник вошли не только пейзажи заснеженных верхушек гор, но и изображения горных монастырей и рек.

Николай Рерих. «Гималаи. Голубые горы».

Сами Гималаи на полотнах предстают по-разному: и в переливах солнечного цвета, и в полуденном сиянии, и в лучах закатного солнца, и даже в густых сумерках. Можно заметить, что подножия гор выполнены в глубоких тонах синего, но чем выше поднимается взгляд, тем светлее становятся оттенки, а макушки изображены белыми. Чистота темперы позволила создать видимость свечения неба и горных вершин.

Николай Рерих. «Гималаи. Эверест». 1933

«Синие храмы» — ещё одна выдающаяся работа, выполненная в сине-лиловых тонах. Картина посвящена Большому каньону в Аризоне, который хранил в себе следы четырёх геологических эр. Художник заметил это и продемонстрировал единство культур, объясняя, что красота и величие природы должны принадлежать всему человечеству, а не одной стране или народу. Полотно переливается всеми оттенками синего и лилового, однако в данном случае Рерих сделал акцент не на возвышении к небу, а на могущественных чертах самого каньона.

Николай Рерих. «Синие храмы». 1921

Николай Рерих увлекался духовными практиками. Горные хребты были источниками силы и вдохновения для художника. Можно предположить, что, расположив оттенки в порядке градации (от тёмного к светлому), он хотел продемонстрировать очищение и освобождение души от земных тягот: вначале она обременена невзгодами, но чем выше душа поднимается к небесам, тем невесомее становится. Рерих верил, что синий цвет способствует развитию человеческого духовного начала, а лиловый оказывает положительный эффект на мозговую деятельность.

Николай Рерих. «Весть Шамбалы» («Стрела-письмо»). 1946

Мир в розовом цвете

По мнению Николая Рериха, розовые оттенки оздоравливают желудок. Кроме того, этот цвет обычно означает возрождение и стремление вперёд. Художник использовал его, чтобы передать глубокие философские идеи в своих работах. Нередко розовый называют цветом счастья. В творчестве Николая Рериха розовые тона выражали гармонию, сопровождали изображения женских фигур или создавали атмосферу субъективной реальности.

Николай Рерих. «Канченджанга». 1944

Полотно «И не убоимся» выполнено преимущественно в розовых оттенках. Холст передает ощущение спокойствия. Розовый цвет переплетается с оттенками лилового и создает мистическую атмосферу. На картине «Розы» изображён букет цветов, где розовый тон является символом красоты, любви и нежности.

Николай Рерих. «И не убоимся». 1922

Николай Рерих. «Розы». 1938

Энергия солнца и земли

Жёлтый — ещё один важный цвет рериховских полотен. Рерих считал, что оттенки жёлтого гармонизируют человеческий организм и оказывают положительное влияние на сердце.

На картинах «Золотая скала» и «Горы, освещенные закатным солнцем» на склонах отражается солнце, окрашивая их в насыщенный жёлтый тон. А на полотне «Вечер», наоборот, горы выполнены в синих оттенках, а небо окрашено в жёлтый цвет, создающий ощущение тепла и мерцающего света.

Николай Рерих. «Горы, освещенные закатным солнцем». 1941

Николай Рерих. «Горы, освещенные закатным солнцем». 1941

Зеленый оттенок, по мнению Н. Рериха, успокаивает нервную систему. Ещё этот цвет является символом природы, жизненной силы и обновления. Зеленый тон в творчестве Рериха создает атмосферу спокойствия и умиротворения. Полотно «Сыны Неба. Дочери Земли» отличается гармоничным сочетанием тёмно-лилового и изумрудного. Лиловое небо нависает над тёмно-зелёными скалами, а в центре картины как островок света изображены девушки в желтых одеяниях. Картина демонстрирует, что даже в тёмные времена, всегда есть место надежде и свету. Вдалеке открывается дорога в светлый мир, куда приглашает голубая речка, словно тропинка. Взоры девушек обращены внутрь себя, лишь одна из них, услышав зов Неба, смотрит в небо.

Николай Рерих. «Сыны Неба. Дочери Земли». 1919

Не жалея красок

Пейзажная живопись Николая Рериха обладает рядом особенностей и уникальных приёмов, которые оказывают гармонизирующий эффект на психологическое и физическое состояние зрителя. Это называется цветотерапией. Такой эффект возможен благодаря особому воздействию цвета, а именно гармоничных сочетаний оттенков, на психику человека. Рериховские полотна не только стабилизируют эмоциональное состояние, но и способствуют духовному росту. Таким образом, Николай Рерих продемонстрировал, что для цветотерапии более всего подходят синий, лиловый, розовый, зелёный и жёлтые цвета.

*Николай Рерих. «Гималаи. Розовые горы». 1933 — главное фото 


Выставка в Третьяковской галерее посвящённая 150-летию со дня рождения художника открывается 10 октября. Крымский Вал, 10, залы 60-61.

 

Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!