20 октября в галерее «Триумф» откроется персональная выставка скульптора Юлии Федотовой (ULAFONBERBER) «Глубокие воды». На выставке будут представлены 27 работ, созданных в период с 2018 по 2023 годы. Поиск и обретение внутренней гармонии, духовного баланса и гармонизации пространства внутри и снаружи себя объединяет все работы серии. «Глубокие воды» — заглавная работа экспозиции. Лежащий на деревянном мостке мальчик-монах внимательно вглядывается в тёмные воды, созерцая в них отражение собственного внутреннего мира.
БОЛЬШОЙ ЧАМ
Эту работу мы представляем впервые именно на этой выставке, в галерее «Триумф». Хотя на самом деле у нас нет ещё точной уверенности, пройдёт ли она по габаритам в выставочный зал. Пока работу до конца не смонтируют, интрига сохраняется.
Конечно, очень хочется, чтобы «Большой Чам» увидел зритель. Она посвящена мистерии, которая проходит в тибетских монастырях. Чам – это театрализованный ритаулизированный танец монахов. Они облачаются в костюмы и маски, символизирующие героев тибетского пантеона. Я смотрела Чам в тибетском монастыре в Индии в период празднования Лосара (Нового года). В это время представляют два Чама: малый (танцуется внутри монастыря) и большой Чам. На большой во дворе монастыря собираются все гости: монахи, миряне, паломники и туристы.
Мистерия Чам рассчитана на все органы чувств: зрение, слух, обоняние (жгутся благовония, гудят трубы, бьют барабаны). И ты уже сразу замираешь, слыша все это. Несмотря на то, что я была “прогрета” и знала о Чаме, много читала, очень ждала эту церемонию, реальные впечатления превзошли все мои ожидания. Чам поразил меня эмоционально, визуально и эстетически. Я искала способ как выразить свой опыт в художественном образе. Поиск формы был долгим, пока однажды я не увидела у своей приятельницы-видеооператора съёмки, где монахи переодеваются для Чама. И мне пришла в голову мысль изобразить сюжет: два монаха облачают центральную фигуру в костюм просветлённого Божества.
В происходящем действии заложен и метафорический смысл: все мы можем себя трансформировать, изменить. «Надеть» какие-то качества, подобно маске, чтобы потом подтянуть себя к этому образу. В психологии, в коучинге и в духовной традиции это принцип — «fake it untill you make it» (“Притворяйся/имитируй это, пока не станешь этим”).
Интересно и то, кто стал моделью для центральной фигуры. Это Галим Долмагамбетов — декан скульптурного факультета моей альма-матер МГАХИ имени В.И.Сурикова. У него казахские корни и очень выразительная восточная внешность. В образе центральной фигуры можно увидеть его портрет.
ДАКИНИ
Работа тоже достаточно крупная. Женский образ. Дакини – это просветленная женщина, практикующая, носительница знаний, учений. Распространенный образ в восточной традиции.
Однажды в сети я увидела танец девушки из Бурятии, очень странный “контемпорари дэнс”. Меня зацепило, я на неё подписалась, какое-то время наблюдала, как складывается у неё жизнь. В какой- то момент она побрилась налысо, стала совсем как мой монах, яйцеголовая, луноликая. Как- то я увидела, что она пишет объявление: ищу любого рода работу. И я ей написала, предложила мне попозировать.Она откликнулась, и мы договорились.
Она приехала ко мне в мастерскую, и в первую нашу встречу была достаточно скованной, стеснялась. Сидела как ежик в этом халате в тридцатиградусную жару. Так появился эскиз про хрупкую обнаженную девушку в грубом ватном халате. Это метафора – что-то хрупкое в большом скафандре. Такой вот образ женственности.
Эта девушка достаточно высокая, по-своему красивая, гибкая, гутаперчивая, с маленькой грудью. Но не Шерон Стоун и не Моника Белуччи. Обнаженная Дакини – это как обнаженное сознание, то есть, когда ты видишь всё без шор и навязанных концептов. Она спокойная, она сидит, ничего не делает. Никаких вычурных поз. Простота. Всю композицию держат складки халата и её нос. У этой девчонки просто потрясающий нос, орлиный, с горбинкой.
“Дакини” – одна из крупных творческих работ, которую я сделала уже после института самостоятельно. Я работаю с бронзой и всегда стараюсь найти некий знак, запоминающийся силуэт. Будете смотреть скульптуру, самый классный ракурс, на который я могла бы обратить внимание, – это боковой и три четверти.
МАНДАЛА
Монах с циркулем, размечающий мандалу. Это реальное действие, ритуал – создание Мандалы. Мандала в тибетской традиции – это схематическое изображение вселенной, космоса, мира. Согласно буддийским воззрениям, все существующее проходит по циклу: рождение, взросление, увядание и смерть. Символически это показывается и в ритуале с Мандалой. Сначала монахи расчерчивают Мандалу, потом “отсыпают” разноцветный песок по рисунку. Получается очень сложная и красивая штука. Это занимает довольно продолжительное время: от нескольких дней до месяца, в зависимости от размера и сложности. Очень медитативных и кропотливый труд. Все это сопровождается ритуалами и чтением молитв. А в конце, эта Мандала разрушается самими же монахам, которые ее создавали, песок просто ссыпается.
Столько трудов вложено в этом мандалу, а заканчивается все в одно мгновенье. Таким образом передается смысл непостоянства: все, что когда- либо было создано, будет разрушенно.
Однако весь жизненный цикл мандалы начинается с эскиза, рисунка, который нужно нанести на плоскость. И моя работа как раз про этот начальный этап, про зарождение Мандалы, про начало.
Надо сказать, что это одна из моих дипломных работ. Изначально фигура сидела немного по другому, у монаха предполагалась другая поза. И мой профессор, ныне покойный Михаил Владимирович Переславец, мне советовал: “Поменяй позу, нехорошо так, получается очень закрытая скульптура, её надо раскрывать на зрителя”. Я очень долго с ним “бодалась”. У нас отношения в целом были очень хорошие, однако на дипломе мы очень много спорили. В итоге я все-таки согласилась сделать так, как он советовал, развернула фигуру. Спустя время я поняла, что так лучше. Фигура теперь как бы приглашает зрителя оказаться внутри этого процесса, а не закрывается от него в своём мире.
Мотив мандалы мне вообще очень нравится. У меня уже три работы на эту тему. И все они представлены на выставке. Размышляя на тему мандалы, я только создаю, пока ничего не разрушаю, не заканчиваю цикл существования.
НЕБЕСНЫЕ ПОХОРОНЫ ИЛИ ЧОД
«Небесные похороны» или Чод. В тибетской традиции покойников не предают земле или огню (огню предают обычно почитаемых лам или важных учителей). А тела обычных людей приносят на гору, в специально отведённое место, и там это тело отдается на съедение грифам. В это время читается ритуал, который называется Чод.
Считается, что самое дорогое, что у нас есть – наше тело. К нему мы больше всего привязаны. Работа как раз про это, про преодоление привязанности.
Она имеет очевидный смысл – смерть и похороны. В Тибете они именно так и называются — небесные похороны, потому что небесным птицам отдается тело человека. А есть и ещё один более глубокий смысл практики Чод — отсечение привязанности к своему материальному телу.
Эта работа задумывалась давно, ещё в институте, но, видимо, для нее должно было прийти время. Помню, как уходил мой профессор по скульптуре Михаил Владимирович Переславец. Он болел, мы, студенты, узнали, что он ушёл, когда были на группе по скульптуре в Переславле-Залесском. Каждый из нас по своему переживал эту новости внутри себя. Что до меня, я помню выходила из натурного класса и подумала: «Все, пора лепить Чод». Это был мой способ прожить эту утрату.
УСМИРЕНИЕ ЧУВСТВ
Маленький монах, который грозит большому псу пальцем, и его как будто усмиряет. Вообще такая немножко смешная, умилительная, на мой взгляд, картина. С одной стороны, этот монах очень деловой, а с другой — совершенно несмышленый рядом с большой собакой. Собака крупная, с него ростом, однако не представляет для него угрозы и его слушается.
С этого мальчика пошли все мои монахи, образ был придуман ещё на 3-4 курсе. По сути это была моя первая бронзовая работа, этот мальчик, только без собаки. Работа стоит сейчас у моей мамы. И она мне очень нравится. Правда, монашек, по моей неопытности, получился невероятно тяжёлым: размер небольшой, но весит, как пушечное ядро, килограммов десять. В общем, я хотела эту фигуру немного перелить, и плюс сделать отливок полегче. Но случилось так, что нашёлся новый образ. Появилась собака, и этот поднятый палец у мальчика, который по идее, держит всю композицию.
Метафора этой работы такая: каждый из нас в той или иной степени должен усмирить свои чувства. В индуизме есть такая метафора: ум и чувства несут человека подобно слепым лошадям. И задача человека научится управлять этими лошадьми. Поэтому с одной стороны, эмоции, чувства – это большой потенциал, это энергия, которую, конечно же, нужно, использовать в своей жизни. Однако умение направить ее в правильное русло, так, чтобы эти буйства чувства нас не захватывали, не управляли нами — это уже мастерство. У меня получился тибетский вариант этой мысли. Усмирение чувств через этого монаха.
Ну, а все мальчики-монахи у меня как раз и олицетворяют маленьких Будд внутри каждого существа, которого нужно как-то узнать, признать, понять и дальше взрастить этого Будду во взрослого Мастера. Цель – увидеть, осознать и взрастить.
Выставка пройдет в галерее «Триумф»
ул. Ильинка 3/8 стр.5
с 20 октября по 12 ноября 2023 года,
Ежедневно с 11.00 до 20.00.
Вход свободный
Автор Юлия Федотова
Член Союза художников России (проект ULAFONBERBER) в своих скульптурах сочетает духовную традиция Востока и классическое академическое образование. Работы Юлии украшают частные коллекции России, Франции, Испании, Грузии.