Ваше сообщение успешно отправлено!

«Знакомый образ» с Кариной Фавока

Интервью с куратором выставки

До 27 августа в Центре творческих индустрий «Фабрика» открыта выставка «Знакомый образ», рассказывающая о волшебном искусстве мозаики. В экспозиции 50 объёмных работ, и все знакомые, как следует из названия, образы: здесь можно увидеть Одри Хепберн и Элвиса Пресли, Фриду Кало и Чарли Чаплина, героев «Алисы в стране чудес» и Сальвадора Дали сразу в двух ипостасях, и много других персонажей. Все работы выполнены в экологичной технике тренкадис, родоначальником которой является Антонио Гауди. Удивительно, что в проекте участвуют как профессиональные художники, так и те, кто буквально вчера пришел с мир мозаики, и это, конечно, вдохновляет.

Мы поговорили с куратором выставки и основательницей студии мозаики «Фавока» о выставке, о том, как появилась идея открыть школу мозаики, о технике тренкадис, а также о том, можно ли отнести этот вид искусства к арт-терапии.

Куратор выставки «Знакомый образ» Карина Фавока

Школа мозаики «Фавока» открыта с 2018 года и в этом году отмечает свой первый, пятилетний юбилей. Расскажите, с чего все начиналось? Когда и как возникла идея открыть свою школу мозаики?

На самом деле всё достаточно просто. Я занимаюсь мозаикой с 2009 года. За 9 лет в мозаичном ремесле я все больше открывала для себя многогранность этого направления в искусстве. Мозаика — это ведь древний вид искусства и, как остальные, постоянно развивается. В XXI веке можно смело сказать, что мозаика может быть самостоятельным видом, а не частью монументального или декоративно прикладного искусства. А ещё я всё больше понимала, как мало людей знают о мозаике. Вот про живопись знают практически все. Элементарно, что такое живопись, что это краски, кисти, холсты. А вот про мозаику совсем нет! И поэтому появилась идея открыть школу-мастерскую, в которой мы рассказываем о мозаике, обучаем классическим техникам, экспериментируем, вместе с нашими студентами создаем мозаичные панно. Главная задача школы — не просто научить студентов мастерству мозаики, но и вдохновлять их на новые идеи, развивать творческое мышление, а также помогать раскрывать их творческий потенциал.

Почему «Фавока»? Что означает это название?

Фавока – это аббревиатура фамилий и имени. Меня зовут ФАзылбаева-ВОлосьянова КАрина. Фавока это мой творческий псевдоним, которым я подписываю все свои работы, а теперь и школа носит это имя!

С какого возраста можно заниматься в вашей школе? Может ли взрослый человек прийти к вам с нуля, не имея никакого художественного образования?

Мозаика — дело непростое, ведь она создаётся из жестких (и в тоже время очень красивых) материалов, таких как натуральные камни, смальта, витражное стекло. Поэтому, когда мы говорим о мозаике, подразумеваем взрослую аудиторию. Но в нашей школе есть занятие, которое мы адаптировали для самых маленьких. К нам можно с детишками с 4 лет. Конечно же дети сами не колют и не режут материалы, они собирают мозаику из заранее нарезанных кусочков. В процессе знакомятся с интересным миром, ведь тут столько нового: и цвет, и формы, тактильные и визуальные ощущения.

Что же касается взрослых, то для них у нас подготовлены разные обучающие программы. Художественное образование или какие-то суперспособности не нужны. На занятиях мастера-преподаватели рассказывают про техники, показывают, как работать с инструментами, а также подсказывают с художественной точки. У нас занимаются люди из разных сфер деятельности: врачи, бухгалтеры, инженеры. Каждый находит в мозаике свое направление: кому-то нравится римская мозаика с её правилами, кому-то — витражная — пластичная, яркая, порой непредсказуемая, а кто-то соединяет разные техники, потому что не может выбрать что-то одно.

В августе в Центре творческих индустрий «Фабрика» вы открываете выставку «Знакомый образ». Расскажите поподробнее о выставке – давно ли она готовилась, когда появилась концепция, как отбирались работы? Какой символизм сокрыт в названии «Знакомый образ»? 

Выставку с портретами в технике тренкадис задумали давно, шли к ней долго. Ведь, как все знают, портрет — это одна из сложнейших тем во всех видах искусства. Да и техника непростая – объём в тренкадисе, тут главная идея заключается в подборе материала. Найти чашки и тарелки, которые смогут передать форму лица, волос. Отсюда и подбор персонажей: чем человечней образ, тем сложнее его исполнить в этой технике.

Сначала был сделан один портрет, на котором мы опробовали технику. Поняв, что сочетание яркого харизматичного образа и керамика дают обалденный результат, мы поняли, что такое скрывать нельзя. Так родилась идея сделать выставку с персонажами. И в июле 2022 года мы начали готовится. Больше года набирали эти портреты. Некоторые рождались быстро, а на некоторые у авторов ушло по полгода.

Название «Знакомый Образ» несёт в себе несколько смыслов. Первый — это конечно же знаменитые лица, образы, которые известны и любимы для многих. Второй — это образ посуды, осколки и черепки, которые авторы использовали в своих работах. Ведь вся керамика в работах – это старая посуда, которую мы собираем по всей Москве. Здесь можно встретить части из советских сервизов, которые были в каждом доме, дорогущий фарфор или керамику ручной работы, которая сейчас как раз набирает популярность, а еще и икеевскую посуду. Каждый зритель сможет найти в образах знакомое и любимое. 

Работы, представленные на выставке «Знакомый образ», выполнены в очень необычной технике тренкадис. Расскажите подробнее об этой технике, её родоначальником действительно является Антонио Гауди?

Техника тренкадис в переводе с каталонского означает «хрупкий, ломкий». Это техника мозаики, где узоры и рисунки составляются из фрагментов разбитой керамической плитки, посуды и стекла. То есть частички мозаики не изготавливаются специально, цвета и полутона подбираются уже из расписанного керамического боя. Её родоначальником действительно является знаменитый испанский архитектор Антонио Гауди. Техника появилась случайно, архитектор с его фантастической неровной округлой архитектурой столкнулся с проблемой. При облицовке кривых поверхностей керамическая плитка не ложилась, ломалась. И вместо того, чтобы выкинуть осколки, было решено пустить их в дело.

Альвина Рябинина, Сальвадор Дали, 2023. Керамика, битая посуда.

В наших работах мы пошли немного дальше, переосмыслив технику.  И стали использовать не просто осколки, как это принято в классическом тренкадисе, а стали использовать форму и объём материалов. Главная задача авторов заключалась не просто в том, чтобы подобрать нужного цвета и размера чашку или тарелку. Нужно было увидеть в чашках и тарелках формы лица – щёки, глазки, складки. Если вы спросите авторов, что самое сложное в создании, они все ответят одинаково: найти, подобрать, встретить нужные керамические кусочки.

Правда ли, что на мастер-класс по направлению тренкадис можно прийти со своей старой посудой, разбить её вдребезги, и из фрагментов создать совершенно новое произведение искусства?

Можно и нужно! Это ещё один прекрасный плюс этой техники – экологичность. Старая посуда не отправляется на помойку, она становится частью искусства. А ещё это может быть очень символично: например, любимая чашка (подарок от значимого человека или привёзенная из особого места) разбилась или со временем поистрепалась, и её уже и не используют, но и выкинуть не могут. Потому что это эмоции, история, память. Из таких чашек и тарелок получаются самые душевные мозаики. Проверено на наших занятиях! 

Если зайти на ваш сайт, можно увидеть огромный выбор курсов и мастер-классов, где можно создать как картины из мозаики, так и вполне реальные, нужные изделия: броши, интерьерные столики, подносы. Были ли ещё какие-то необычные предметы, которые создавались в вашей студии?  

На самом деле мозаика является декоративным искусством, — исторически так сложилось. Мозаикой можно украшать не только столы и делать картины. Любые предметы интерьера, панно на стены и полы, инкрустация микромозаики в украшения и предметы быта, такие, как шкатулки, дверные ручки и так далее. В нашей студии помимо столов часто делают светильники, часы, подносы, рамы для зеркал, украшают поверхности мебели, декорируют цветочные горшки.

Из необычного у нас в студии есть мозаичный сапог. Это был настоящий кожаный сапог, который обклеили мозаикой, и теперь это предмет искусства. А ещё у нас делают мозаичные вставки в сумки. Вообще мозаика может быть в самых необычным местах и предметах!

Карина Фавока, Красная королева, 2022, керамика, битая посуда, смальта, цемент.

Как на ваш взгляд, можно ли отнести мозаику к арт-терапии? 

Однозначно и уверенно — да. Мозаика — это цвет, фактура и процесс. Все, кто хоть раз занимался мозаикой, заметили, что дело настолько медитативное и затягивающее, что не замечаешь, как летит время. Вы не можете думать ни о чём, кроме того, какая форма и какой цвет сейчас вам нужны. Таким образом, ваш мозг отпускает все проблемы и рутинные мысли, расслабляется и отдыхает. К нам приходят не только за изделиями, но и отдохнуть глазами и душой.

Экспозиция выставки “Знакомый образ”

Выставка «Знакомый образ» открыта до 27 августа

в Центре творческих индустрий «Фабрика» по адресу: метро Бауманская, Переведеновский пер.18.

со вторника по воскресенье, с 12.00 до 20.00

Вход на выставку свободный

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».
Театр
Спектакль «Маяковский. Послушайте» 
Литературно-музыкальная композиция о жизни Владимира Маяковского в Мастерской Петра Фоменко