Уже через неделю все желающие провести выходные в Никола-Ленивце станут участниками коллективного обряда гадания. Ведь тема «Архстояния-2023» – «Игра в предсказания». А чтобы понять, через какое окно бросать башмачок на суженого, где гадать на зеркалах или искать кукушку-предсказательницу, мы поговорили с театральным художником, режиссером и автором спектакля «Сон Татьяны. Гадание» Этель Иошпа.
В этом году вы со спектаклем «Сон Татьяны. Гадание» станете участником фестиваля «Архстояние-2023». Чья это была инициатива – ваша или организаторов?
Сложно сказать. Я до этого никогда не принимала участия в «Архстоянии», а тут открыла сайт и увидела, что тема этого года – «Игра в предсказания». Я сразу подумала о нашем спектакле-перформансе, который мы в прошлом году делали в Пушкинских горах. Он называется «Сон Татьяны. Гадание» и придуман по V главе «Евгения Онегина», в которой Татьяна после святочных гаданий видит вещий сон. Сейчас такое время, что мы не можем ничего знать и предполагать, а только гадать. Концепция фестиваля настолько совпала с моим ощущением и с тем, почему мы тоже затронули эту тему в спектакле, что я решила: это не случайно, и нужно обязательно участвовать! И срочно нашла контакты организаторов. Мне повезло, что театральная программа еще не была до конца сформирована. Юля и Антон (Юля Бычкова и Антон Кочуркин – продюсер и куратор фестиваля «Архстояние» – Прим. Ред.) сходили на спектакль, который уже шел на площадке «Москонцерта», и им показалось, что эта история подходящая.
У этой постановки интересная судьба. Премьера была на открытой площадке в Пушкинских горах, потом, чтобы продолжить показы, спектакль был «пересобран» под помещение на Пушечной, и теперь снова локация под открытым небом в Никола-Ленивце. Вы вернулись к первоначальной версии или сделали третий вариант?
Это будет третья версия, потому что к каждому месту нужен свой подход, в зависимости от контекста конкретного пространства. В Пушкинских горах мы придумывали спектакль прямо в музее-заповеднике «Михайловское», там бери любой фрагмент из романа, и не нужно никому ничего объяснять. В «Москонцерте» была другая задача: там зритель приходит «с улицы» и не всегда понимает, что такое «Сон Татьяны». Тогда мы решили найти путь к зрителю через оперу Чайковского, персонажа Евгения Онегина, а потом уже нырять в сон, где нет выстроенной логики. У нас появились музыканты, певцы. Это уже было похоже на спектакль и требовало большей театральности и завершенности – в отличие от перформанса, который мы делали в лесу. На «Архстоянии» будет третья история. Мы нырнем через сон в архаичный мир, к древним истокам, разным обрядам гаданий.
Локация спектакля уже известна?
Да, мы нашли такое загадочное место, которое нас очень вдохновило. Все будет происходить у Ленты Мебиуса. Нужно будет сначала спуститься в овраг, пройти по «гибельному» мостику, зайти в лес и там погрузиться в пространство сна. Татьяна здесь будет ходить и гадать на цветах, как Офелия. Она будет таким архетипичным образом девушки, которая хочет заглянуть в какой-то потусторонний мир. Кстати, таких Татьян бродить по лесу будет много, и эта идея возникла именно из-за пространства. В овраге очень много поваленных бревен – на каждом из них она и будет балансировать, переходя в мир сна.
То есть Татьяна будет не одна. Вы решили отойти от романа Пушкина?
В данной версии пушкинский контекст уходит на третий/десятый план, он здесь не нужен. Это точка, от которой мы оттолкнулись, вдохновились персонажами чудовищ, смыслами, но не конкретным нарративным действием. Это пространство мифа, архитипичных образов, в которое мы хотели нырнуть через пушкинский текст. Нам показалось, что будет невероятно красиво, если в лесу будут бродить разные девушки-Татьяны. Еще у нас будет целый хор кукушек- и воронов-предсказателей. Интересно, что этот наш спектакль постоянно развивается и меняется.
Как в любом спектакле-бродилке, в «Татьяне…» сложная логистика и схема перемещений зрителей. Как вам удалось справиться с пространством Никола-Ленивца, пришлось ли себя в чем-то ограничивать?
Нет, пока мы только расширились, но путь у нас действительно большой, мы хотим дойти до «Ротонды», чтобы при этом никто не потерялся, и там устроить финал на поле.
Сколько длится один сеанс?
Где-то один час и пятнадцать мин.
Марина Литвинова, продюсер постановки, в одном из интервью сказала, что этот спектакль в стиле Этель. Как вам кажется, что она имела в виду?
Не знаю. Маше виднее, но я думаю, что подразумевалась визуальная составляющая, которая тут выходит на первый план. Я очень люблю в работе коллажный подход: набор разных визуальных и музыкальных образов. Нужно сказать, что в этом проекте у нас много авторов, не я одна. Это Алена Смирницкая, которая много лет была актрисой в Школе драматического искусства; Сергей Быстров, который закончил актерско-режиссерскую мастерскую Евгения Каменьковича в ГИТИСе; Екатерина Поспелова – чудесный либреттист, драматург, которая играет в спектакле Арину Родионовну. У нас всех множество ролей, и все перемешано: мы и режиссеры, и актеры, и художники. Это такое коллективное творчество, и процесс очень интересный. Мы даже придумали названия для нашей маленькой команды – театр «Пух и прах».
Помимо «Сна Татьяны» вы участвуете еще в открытии новых арт – объектов, что будет там?
Мы делаем несколько перформансов, в которых будут продолжать жить и развиваться наши персонажи. Это открытие четырех архитектурных объектов: «Проект Катарсис», «Павильон предсказаний», «Воздухопровод» и «Павильон заблуждений». Они будут собираться в общее шествие, которое мы назвали «Что день грядущий мне готовит?». В каждом перформансе мы будем апеллировать к какому-то древнему обряду гадания. Специально для этого Антон Светличный пишет музыку, а хореографом выступит Ольга Цветкова. При этом нам важно было не только линию гадания провести, а еще и совпасть с самими архитектурными объектами. Завершит все перформанс с захоронением капсулы. Участники «Архстояния» будут три дня писать записки, которые поместят в капсулу. А мы как раз проведем обряд ее захоронения.
Думали поехать с одним спектаклем, а в итоге сделали такую большую программу…
Да, это такое стечение обстоятельств – мы думали, что опоздали, и не хотели отправлять заявку, а получилось все наоборот. Видимо, не зря все так сложилось, не случайно!
Дайте какой-то совет от себя зрителю, как себя нужно вести или что делать, чтобы чего-то не упустить?
Я бы посоветовала все-таки перечитать гениальнейший текст Пушкина, он многое дает для восприятия. Потому что были зрители в Пушкинских горах, например, которые вообще не знали, что такое «Сон Татьяны». Но и без знания текста, безусловно, появится своя картина. А еще важно не теряться и всегда следовать за проводником, чтобы дойти до конца маршрута, получить личное гадание и над ним потом поразмыслить.