Компания «Иноекино» выпускает в прокат «Таинственный поезд» — меланхоличную комедию Джима Джармуша, получившую в своё время награду за художественный вклад на Каннском кинофестивале. Четвертый полнометражный фильм современной иконы независимого кино вышел на экраны почти тридцать пять лет назад — в 1989 году и сейчас впервые появится на больших экранах. Картину, состоящую из трех новелл: «Вдали от Иокогамы», «Призрак» и «Затерянные в космосе» объединяет их локация — действие происходит в городе Элвиса Пресли, столице рок-н-ролла, — Мемфисе.
Мицуцо и Джун, юные туристы из Японии, влюбленные друг в друга и в короля рок-н-ролла, совершают паломничество по местам его былой связи. Итальянка Луиза волею обстоятельств вынуждена задержаться в городе и провести там лишние сутки. Джонни по прозвищу Элвис страдает от того, что его оставила девушка и выпивает по этому поводу с приятелями. Все герои застревают в некогда популярном отеле «Аркадиа», которого, увы, уже не существует. Если отталкиваться от синопсиса и выбирать фильм по описанию, на первый взгляд, здесь и нет ничего особенного, но Джим Джармуш при участии оператора Робби Мюллера превращает три истории в настоящую магию, связанную общей мифологией.
1 — Небанальный сюжет
Все сюжетных линии развиваются плавно, неспешно, почти в одном временном отрезке. Это совсем не классическая драматургическая концепция — с завязкой, кульминацией и развязкой. И это не чужая история, доступная зрителю лишь благодаря камере режиссёра. В руках Джима Джармуша — словно небольшой фрагмент самой жизни, отрезок той реальности, которая есть или могла бы быть. Всех персонажей своей картины, будь то маргиналы или туристы, режиссёр показывает с таким восхищением, что и зритель им проникается. Это настоящее признание в любви — к Мемфису, рок-н-роллу и своим героям: прошлым, настоящим и будущим.
2 — Любимые актеры в новых амплуа
Как и в предыдущих фильмах Джармуша, одни и те же актёры, как старые друзья, перетекают из одного фильма с другой. Итальянку Луизу из второй новеллы сыграла Николетта Браски, соратница Роберто Бениньи и одна из героинь третьего фильма режиссёра — «Вне закона». Знаменитый ритм-энд-блюзовый музыкант Скримин Джей Хокинс, чья композиция «I Put a Spell on You» рефреном звучала во втором фильме Джармуша «Более странно, чем в раю», появляется в роли ночного портье, встречающего всех героев. Музыку к фильму написал Джон Лури, засветившийся в двух фильмах режиссёра. Том Уэйтс, составляющий слаженный тандем с вышеупомянутым Джоном Лури, здесь появляется только как голос радиодиджея. Только японские актеры Юки Кудо и Масатоси Нагасэ впервые появляются у режиссёра — возможно здесь сыграла свою роль любовь Джармуша к японскому кинематографу, одним из своих любимых режиссеров он всегда называет Ясудзиро Одзу.
3 — Любовь к литературе
Джармуш, мечтавший стать поэтом или писателем, о чём он сам неоднократно говорил в интервью, попал в кино почти случайно, по счастливому стечению обстоятельств. Но во многих его картинах чувствуется эта удивительная поэтика и любовь к литературе: кажется, история здесь служит лишь рамкой для основного — бесконечных разговоров обо всём и не о чём. Сняв свой первый фильм в цвете, после полюбившихся черно-белых, синефильских кадров предыдущих картин, Джармуш в некоторой степени шёл на риск, но, выстроив контрастную цветовую концепцию картины вместе с оператором Робби Мюллером, режиссёр закрепился в статусе культового режиссера, независимо от колористической составляющей.
Уже нет ни Джо Страммера, вокалиста группы The Clash, исполнившего одну из ролей в фильме, ни одного из главных рок-н-ролльных исполнителей Скримин Джей Хокинса, не существует ни отеля «Аркадиа», ни звукозаписывающей студии «Stax Records», показанных в картине. Но, к счастью, остался знаковый фильм Джима Джармуша, который можно бесконечно пересматривать, открывая для себя всё новые и новые волшебные моменты.