Ваше сообщение успешно отправлено!

Интервью с куратором выставки «Я-балерина» Еленой Серебряковой

О жизни и искусстве Татьяны Лесковой

В Библиотеке Иностранной литературы открылась выставка, приуроченная к столетию известной балерины, правнучки великого русского писателя Лескова и живой легенды России и Бразилии — Татьяны Лесковой.

Выставка «Я-балерина» знакомит публику с творческим и жизненным путём Татьяны Юрьевны Лесковой и возвращает её имя на историческую родину. В экспозиции можно увидеть уникальные материалы из частных архивов, никогда ранее не выставлявшиеся. Фотографии, афиши, буклеты к спектаклям, видеозаписи, фрагменты интервью, книги о Лесковой на русском, английском и португальском языках, а также документы из личного архива историка моды Александра Васильева и из Дома-музея Николая Лескова в Орле.

Мы поговорили с куратором выставки, историком культуры и культурологом Еленой Серебряковой о Татьяне Юрьевне Лесковой, об истории создания проекта и его важности.


– Елена, добрый день! Я знаю, что сам момент вашего знакомства с Татьяной Юрьевной Лесковой очень необычен и полон совпадений. Поделитесь с читателями удивительной историей вашего знакомства.

Это случилось уже достаточно давно, в 2013 году, в прекрасном городе Рио-де-Жанейро, в Бразилии. Одним прекрасным утром, я читала книгу Александра Васильева «Красота в изгнании», и в главе про русских манекенщиц, работавших в Домах моды Коко Шанель и Эльзы Скиапарелли, мне попалась информация о Елене Медем-Лесковой и о том, что её дочь, балерина компании Монте Карло Татьяна Лескова, живёт в Рио-де-Жанейро. 

Нельзя словами описать ту бурю чувств и эмоций, которые я испытала. То есть, здесь и сейчас, находясь в этом прекрасном городе, можно вот так запросто, познакомиться с Татьяной Лесковой? Правнучкой Николая Семёновича Лесковой и балериной Бале Рус де Монте Карло. Я, немедля ни секунды, звоню своей подруге, и спрашиваю, знает ли она Татьяну Юрьевну, на что она мне говорит: «Кто же в Рио не знает дону Татьяну?!», и даёт мне её телефон. В ту же минуту, собравшись с духом, звоню по полученному заветному номеру, и мне отвечает сама мадам Лескова. Она, без всяких слов, практически не зная меня, приглашает на чай. Так началась наша дружба, которая потом переросла в нечто большее и значительное, Татьяна Юрьевна стала крёстной мамой моего сына, Юры.

 – Когда и как у вас появилась идея сделать выставку, посвящённую жизни и творчеству Татьяны Юрьевны Лесковой?

Чем больше я узнавала о жизни Лесковой, общаясь с ней, прочитав её биографию, познакомившись с её окружением в Бразилии, тем сильнее было моё желание, вернуть её имя на Родину, в Россию. Очень мне хотелось, чтобы русские люди узнали о последней из рода Лесковых-Медемов. Ведь Лескова не только славна своим великим предком, но и сама, много сделала для мировой культуры. Поэтому, я немного понемногу, стала собирать материалы о её жизни, книги, изданные на разных языках, рассказывающие о её творческом пути, фотографии, стала записывать с ней интервью. Так, за десять лет, накопилось достаточно материала, для полноценной выставки в России.


–   Когда началась подготовка к выставке и какие события ее предваряли?  

В июле 2022 года я записала большое интервью с Татьяной Лесковой, планировалось, что это станет базой для документального фильма о ней. Но идея выставки уже сидела в моей голове, потому что 2022 год — это год её столетия, и эту дату хотелось отметить и в России, а не только в Бразилии, где безусловно уже шла подготовка полным ходом. Я обсудила с Татьяной Юрьевной мою идею, ей она очень понравилась, она отобрала самые, на её взгляд, значимые, фотографии из своего архива и отдала их мне. Эти фотографии и легли в основу выставки. Потом я поговорила с Александром Александровичем Васильевым, историком моды, он также согласился принять участие в этом проекте. Дело было за самым главным — требовалось найти достойное место для такого события, им оказалась Библиотека Иностранной Литературы им. Рудомино. Место знаковое для всех любителей Бразилии, Латинской Америки, место с очень хорошей атмосферой и лучшей и благодарной публикой.

 – На выставке, в дополнение к предметам из вашей личной коллекции и коллекции Татьяны Лесковой представлены уникальные экспонаты: архивы из Дома-музея Н.С. Лескова, а также из личной коллекции историка моды Александра Васильева? Как удалось договориться с ними?

Делая выставку о правнучке Николая Лескова, невозможно обойти вниманием родину писателя, город Орёл, и музей Николая Лескова. Татьяна Юрьевна неоднократно бывала там, у неё совершенно чудесные и трогательные воспоминания об этом уютном городе. И выставка была бы не полной, не законченной, без материалов из Орловского музея. Мы позвонили в музей и рассказали о концепции выставки, директору музея эта идея очень понравилось, и она с удовольствием согласилась участвовать в проекте. Следующим нашим шагом была поездка в музей, работа в архиве музея и отбор экспонатов для выставки.  Александр Васильев предоставил для выставки буклеты к балетам полковника де Базиля 1936-1947 годов, балетные костюмы, принадлежавшие прима-балерине Большого театра, подруге Татьяны Лесковой – Ольге Васильевне Лепешинской, а также документы, личные вещи, фотографии Лепешинской. Буклеты Балета Монте Карло полковника де Базиля отличаются необыкновенной красочность обложек, ведь для их оформления привлекались такие великие художники, как Марк Шагал, Наталья Гончарова, Леон Бакст. 

– Татьяна Юрьевна Лескова — потомок древнего рода Медемов и единственная правнучка писателя Николая Лескова. Вам посчастливилось быть с ней знакомой и при ее активном участии готовить выставку. Делилась ли она воспоминаниями о своей знаменитой семье? Вспоминает ли своего легендарного предка-писателя и читает ли его книги?

За время нашего долгого общения, она много мне рассказывала о своей семье. О своей бабушке Ольге Лесковой, о папе Юрии Андреевиче — дипломате, переводчике, выпускнике Царскосельского лицея Санкт-Петербурга. Татьяна Юрьевна всегда знала, чья она правнучка, имя её великого прадеда постоянно звучало в её семье, но для неё, он был членом семьи, а не великим Лесковым, «настоящим писателем», по мнению Льва Толстого, описателем русского характера и быта. Только тогда, когда она впервые, в 1985 году, приехала в СССР, и поговорила с русскими людьми, она поняла, всё значимость Николая Лескова для русской культуры, осознала, как его помнят и любят на родине, как люди с придыханием говорят: «Вы правнучка самого Николая Лескова?».

Татьяна Юрьевна читает книги прадеда, правда говорит, что его русский язык немного сложен для неё, но «Леди Макбет Мценского уезда» читала неоднократно, и даже смотрела оперу с великой Галиной Вишневской.


–  Несмотря на то, что это ваш первый выставочный проект, он получился очень ярким и масштабным, на открытии присутствовало множество известных людей, в том числе и представители Посольства Бразилии. Какие сейчас ваши дальнейшие творческие планы? Планируете ли вы дальше выступать идейным вдохновителем выставок и курировать проекты?

Планов у меня много, есть уже почти готовые проекты, они, всё больше связаны с Латинской Америкой и русским культурным наследием там. Потому как, вы не можете себе представить, скольких имён мы ещё не знаем, а они, эти люди были и есть основа классической культуры этих далёких стран. Все планы раскрывать не буду, но могу вас уверить, что они невероятно интересны и амбициозны.

Выставка в Библиотеке Иностранной литературы открыта до 14 мая

по адресу Николоямская, д.1

Вход свободный, по читательскому билету

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».
Театр
Спектакль «Маяковский. Послушайте» 
Литературно-музыкальная композиция о жизни Владимира Маяковского в Мастерской Петра Фоменко