С 31 марта в кинотеатрах Москвы, Санкт-Петербурга, Казани и других городов покажут культовые фильмы Франсуа Трюффо, одного из основателей Французской новой волны, которые стали настоящей энциклопедией того периода. Это легендарный режиссёр и сценарист, кинокритик и актёр, а также теоретик кинематографа и один из основоположников французской новой волны.
Творческий путь режиссёра оборвался в 1984 году. Он оставил после себя богатое наследие: сценарные и продюсерские работы, публикации в культовой французской газете «Кинематографические тетради», ряд актёрских перевоплощений, фундаментальные идеи об авторском кино и кинокритике и, главное, множество режиссёрских работ, которые остаются актуальными до сих пор.
Сейчас компания RWV проводит ретроспективу фильмов Франсуа Трюффо, и в кинотеатрах России можно увидеть три ранних фильма режиссёра: «400 ударов» (1959), «Жюль и Джим» (1962) и «Нежная кожа» (1964). Конечно, по трём фильмам непросто сложить в голове всю палитру творчества, но, тем не менее, это отличная возможность начать знакомство с мэтром, поэтому не стоит упускать шанс посмотреть знаковое кино в полноэкранном режиме. Здесь сама собой напрашивается цитата друга и соратника (до определённого момента) Трюффо — режиссера Жана-Люка Годара «На киноэкран смотрят снизу-вверх, на телеэкран — сверху вниз».
Всего в творческом пути Трюффо более двадцати работ. Среди этого изобилия и поклонники, и другие режиссёры, и критики много раз пытались выявить и самые лучшие, и самые значимые картины. Но в творческом пути Трюффо важна каждая кинолента, так как отражает определённый момент его становления. Поэтому не будем выбирать лучшие, а пройдёмся по основным вехам его фильмографии.
Пенталогия о жизни Антуана Дуанеля
- «400 ударов», 1959
- «Антуан и Колетт» 1962 (новелла киноальманаха «Любовь в 20 лет»)
- «Украденные поцелуи» (1968)
- «Семейный очаг» (1970)
- «Сбежавшая любовь» (1979)
«400 ударов», 1959
Знакомство с творчеством Франсуа Трюффо стоит начать с первого полнометражного фильма режиссёра, выход которого ознаменовал его общемировую известность. Фильм «400 ударов», снятый в 1959 году, посвящен памяти Андре Базена, кинематографического отца и покровителя Трюффо. Именно для его культового издания «Кинематографические тетради» будущий режиссёр писал свои язвительные рецензии о коммерческом кино того времени. Публикации Трюффо были настолько резкими и радикальными, что в 1958 году Каннский кинофестиваль даже отказал ему в журналистской аккредитации. Но годом позже Трюффо все же вернулся в Канны, причем триумфально — он получил награду, как лучший режиссер за свой дебют «400 ударов», который он, к слову сказать, снял на спор с продюсером.
В трогательную историю о взрослении режиссёр возьмет юного Жана-Пьера Лео, который, волею судеб, станет лицом французской новой волны — в своих работах его будут снимать и Жан-Люк Годар, и Жан Эсташ. Для Трюффо же актёр Жан-Пьер Лео станет своеобразным альтер-эго, в пять историй об Антуане Дуанеле режиссёр будет вплетать фрагменты собственной биографии — именно поэтому они будут настолько достоверными и пронзительными.
В первой части — фильме «400 ударов», Антуан Дуанель — трудный подросток, он не находит понимания ни в семье, ни в школе. Он сбегает от удушающих рамок на улицу, символизирующую свободу. Во второй истории Антуан взрослеет, и фокус его внимания меняется от протеста к желанию найти свое место в мире и свою любовь. Он работает в студии грампластинок и посещает классические концерты, где встречает Колетт — их историю мы увидим в небольшой новелле «Антуан и Колетт», снятой Трюффо для киноальманаха «Любовь в 20 лет». Антуан впервые влюбляется, но без взаимности. По современным меркам немного «сталкерит» за героиней, но, тем не менее, не теряет своего обаяния. В «Украденных поцелуях» у Антуана новые возлюбленные — Кристин и Фабьен, и он находит себя на новом поприще, и как в лучших традициях нуара трудится в детективном агентстве.
История об Антуане Дуанеле растянется на 20 лет. После дебютных «400 ударов» режиссёр снимет ещё четыре фильма, и главный герой будет взрослеть, влюбляться, менять профессии и хобби вместе со зрителями. Своей серией из пяти фильмов Ьрюффо задаст своеобразный тренд продолжительным киноисториям, который позже подхватит, к примеру, Ричард Линклейтер со своей трилогией «Перед рассветом», тоже растянувшейся почти на двадцать лет.
«451° по Фаренгейту», 1966
Экранизации редко бывают по качеству сравнимы с оригиналом, но в случае с культовым произведением Рэя Брэдбери, к счастью, сложилось именно так. Несмотря на то, что фильм чуть отличается от книги, особенно в части концовки, очевидно, как бережно и почти трогательно Трюффо общается с вечной антиутопией писателя, так созвучной современности.
Этот фильм стал единственным в карьере режиссёра, полностью снятым на английском языке и первой цветной картиной в его фильмографии. Сценарий фильма предлагали написать автору произведения — Рэю Брэдбери, но он отказался, так как очень уважал и полностью доверял Трюффо. Писателю фильм, по большей части понравился, и это можно считать знаком качества и признанием сквозь текст к картине.
История рассказывает о тоталитарном обществе, где книги оказались полностью вне закона, а «пожарными» здесь стали не те люди, кто пытается усмирить стихию огня, а напротив, те, кто сжигает книги. К слову сказать, в фильме среди сожженных произведений появляются книги и самого Брэдбери, а также журнал «Кинематографические тетради», для которого писал Трюффо. В какой-то момент у главного героя Гая Монтэга появляются вопросы к этой системе, и Вселенная откликается на его зов и дает ему ответы — он начинает встречать людей, пытающихся сохранить книги, заучивая их наизусть. В фильме режиссёр пошел на интересный ход — одна и та же актриса сыграла и жену Монтэга, целиком и полностью преданную системе, и героиню, которая примыкала к группе людей, желающих сохранить знание для поколений. Несмотря на то, Брэдбери этот ход не одобрил, такая подчеркнутая дуальность с использованием одной актрисы как бы подчеркивает, что в одной и той же личности могут уживаться и тьма, и свет, а то, какую сторону выберет человек, зависит, в том числе, и от окружения, и от силы духа.
«Две англичанки и “Континент”», 1971
Ещё одна работа в тандеме Франсуа Трюффо & Жан-Пьер Лео рассказывает не об очередных похождениях любимца публики Антуана Дуанеля, а вовлекает зрителя в запутанный любовный треугольник по мотивам одноимённого произведения Анри-Пьера Роше. В чём-то эта картина является отражением раннего фильма режиссёра «Жюль и Джим», по произведению того же писателя, где в фокусе внимания тоже был любовный треугольник. Однако если в картине «Жюль и Джим» два друга были влюблены в героиню Жаны Моро, в фильме «Две англичанки и «Континент» герой Жана-Пьера Лео не может определиться кому из сестер-британок отдать свое сердце.
В этом фильме Трюффо сталкивает Британию и Францию, их обычаи и нравы. Королевство олицетворяют две сестры — Мюриель и Анн, а Францию — Клод, которого сестры по-дружески величают Континентом. Действие фильма разворачивается в начале XX века — режиссёр не дает точных временных рамок, но по некоторым признакам мы можем догадываться. Жан-Пьер Лео здесь начинающий искусствовед, мечущийся по жизни, как и в других фильмах режиссёра. Влюбляясь в одну из сестёр и предлагая ей союз, с первыми же трудностями он сходит с дороги, чтобы с головой окунутся в жизнь искусства, которая поглощает его с головой. Потом увлекается второй сестрой, которая в какой-то момент решает круто поменять свою жизнь и стать скульптором. Найдёт ли он счастье, так распыляясь в своих чувствах?
Если в начале фильмы мы видим размышления о жизни пуританского общества, и действие происходит преимущественно в Великобритании, то по ходу сюжета мы перемещаемся в богемную Францию с её свободными взглядами. На первый взгляд в простом сюжете Трюффо зашифровал множество посланий и размышлений о духе того времени, о свободных отношениях и выборе жизненного пути.
«Американская ночь», 1973
Триумфальный фильм режиссёра — за него он получил множество международных наград, в том числе премию «Оскар» в номинации «Лучший иностранный фильм». Забавно, что получив «Оскар» в 1974 году, годом позже он вернулся на радары кинопремии с ещё тремя номинациями, в том числе за лучшую режиссёрскую работу и лучший сценарий.
«Американская ночь» в удивительной поэтической манере показывает съёмочную площадку и повествует о процессе создания фильмов. В этом магическом кино о кино режиссёра играет сам мэтр — Франсуа Трюффо, а одну из главных ролей в фильме «Познакомьтесь с Памелой», который снимается в фильме «Американская ночь», играет любимый актёр Трюффо — Жан-Пьер Лео. В какой-то момент фильм вообще трансформируется в кино в кубе — в кино о кино ещё и снимают телевизионный сюжет об этом кино.
Очевидно, с какой любовью Трюффо показывает момент волшебный момент съёмки и с каким трепетом рассказывает о происходящем. Мы знакомимся с актёрами, участниками съёмочного процесса, вовлекаемся в их отношения и перипетии — и кажется узнаем о всё о съёмках кино.
Печально, что именно эта картина, принесшая режиссёру феноменальную славу, поставила точку в их отношениях с Жаном-Люком Годаром. Годар посчитал, что вместе с этим фильмом Трюффо предал их юношеские идеалы и стал снимать фильмы под зрителя — он отправил Трюффо разгромное письмо, и с тех пор их отношения навсегда были разрушены.
Фильмы будущего
Пересмотрев фильмы Франсуа Трюффо сейчас, становится очевидно, как много современные режиссёры вобрали из его творчества. «400 ударов» прямо рифмуется с ранними фильмами молодого канадского режиссера Ксавье Долана, и Долан сам отмечал этот фильм в списке своих любимых. «Жюль и Джим» и «Две англичанки и континент» трансформируются в современный контекст любовного треугольника в «Воображаемой любви» того же Долана. Многие известные деятели кино, такие как Мартин Скорсезе, Ингмар Бергман и Вуди Аллен, называли Трюффо среди своих любимых режиссёров.
Пробежавшись по биографии режиссёра, понимаешь, что в каждом его фильме есть своя изюминка, своя уникальная особенность — это может быть кто-то из культовых актёров, которых сделали таковыми в том числе именно фильмы Трюффо. В разное время у него снимались Катрин Денев, Жан-Луи Трентиньян, Жерар Депардье, Жанна Моро, Фанни Ардан, Жан-Поль Бельмондо, Шарль Азнавур. Это может быть появление в фильме самого режиссёра. Это мог быть удивительный, ни на что не похожий, революционный для своего времени сюжет. На пике своей карьеры Франсуа Трюффо сказал: «Фильмы будущего будут сниматься под знаком любви» — это цитатой великого режиссера можно обозначить лейтмотив всех его фильмов.