Ваше сообщение успешно отправлено!

Вокруг Питера: старинные храмы, ревизские души и руины советской ГЭС

Всё включено в поездку по Ленинградской области

Помните, как в сказке: иголка в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, заяц в сундуке, а сундук на дубе?  Однодневная поездка по Волосовскому району Ленинградской области прошла как раз по этой схеме. Собираясь посмотреть разрушенную церковь в деревне Хотнежа, не ожидала, что дорога заведёт в несколько чрезвычайно любопытных мест, впечатлениями от которых с радостью делюсь.

Чтобы попасть в Волосовский район, выехала из Петербурга по Киевскому шоссе. В деревне Большие Колпаны свернула на дорогу А-120, а в Войсковицах — на дорогу 41А-002. Она-то и привела в центр района — город Волосово. Одноименная деревня известна примерно с XVI века, и забавное название происходит не от чего-то волосатого, а от имени славянского бога Велеса — покровителя скотоводов.

Деревня Курск

Путь мой лежал дальше Волосово, через географический центр района в деревне Летошицы. Улицу Яблоницы, что в деревне Курск, планировалось проехать транзитом. Но сначала на въезде в Курск меня встретил информационный щит с интригующим текстом: «Межевой столб с отметками количества ревизских душ.

Затем уже почти на выезде из деревни, сам столб, а напротив него — стройная светлая церковь. Не остановиться и не рассмотреть всё в подробностях было невозможно.

Начну с Церкви Воскресения Словущего, так как она появилась значительно раньше столба. Место намоленное — церкви здесь сменяли одна другую с XVI столетия. Самая первая деревянная церковь во имя Архангела Михаила была возведена в середине XVI веке и разрушена в XVII веке, когда на этих землях хозяйничали шведы.

В 1761 году на средства помещика, а также кофишенка императрицы Елизаветы Петровны Александра Ульяновича Саблукова (1712 – 1773 гг.) на этом месте построили деревянную церковь и освятили её в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Кофишенк (от нем. Kaffeschenk, где Kaffe – кофе, а schenk — наливать, подавать) — это лицо при дворе или в господском доме, отвечающее за приготовление чая, кофе и шоколада.

К первой трети XIX века деревянная церковь совсем обветшала, и в 1842-1846 гг. на средства помещика А.Ф. Веймарна по проекту архитектора А.С. Кириллова был построен каменный храм, его освятили в честь Обновления Храма Воскресения. 25 марта 1937 здание церкви было отдано под клуб. Церковь была вновь открыта в период немецкой оккупации в 1942 году и с тех пор не закрывалась. Церковь, конечно, не в безупречном состоянии, но по сравнению с сотнями своих ровесниц, выглядит замечательно.

Жемчужина Воскресенской церкви — две старинные, самые настоящие и работающие дровяные печи! Здорово побывать здесь зимой. Летом не было бы этого необыкновенного ощущения уюта и тепла, не потрескивали бы поленья в печках, не пахло бы дымом.

Напротив Воскресенской церкви, у самой дороги стоит совершенно уникальный объект — Межевой столб с указанием количества ревизских душ. Говорят, что таких столбов в России всего два. Ещё один стоит где-то в Брянской области.

Надпись на столбе: «Село Яблоницы крн. собств. ривиз. душ 101 земли 164 д.» Расшифровать эту надпись можно следующим образом:

крн. собств. — земля в собственности крестьян, так как столб установлен после проведения крестьянской реформы;

ривиз. душ 101 — согласно последней ревизии (переписи) на этой территории 101 человек облагается налогом;

земли 164 д. — 164 десятины земли = примерно 179 га;

На оборотной стороне столба выбит год — 1895.

Самое интересное здесь, конечно, ревизские души. Это, между прочим, те самые души, которые массово скупал гоголевский Чичиков.

Ревизские души — это налогоплательщики. Количество ревизских душ определялось в ходе ревизии (переписи) населения. Причем до следующей ревизии оно оставалось неизменным, что позволяло государству собирать больше налогов, с одной стороны, а с другой стороны приводило к злоупотреблениям на местах. Это и нашло отражение в поэме «Мертвые души».

С 1997 года село Яблоницы как отдельная единица в составе Волосовского района уже не числится. Сегодня это улица на выезде из деревни Курск. Свое название эти места получили неслучайно — в церковном дворе и во многих дворах по улице Яблоницы растут старые яблони, усыпанные яркими плодами даже в зимой.

Устинская ГЭС

Едем дальше. С дороги 41А-186 на участке между деревнями Устье и Извоз заметен мрачный каменный мост. При ближайшем рассмотрении оказалось, что это руины Устинской ГЭС на реке Вруда, ныне исполняющие обязанности моста. За любыми руинами всегда скрывается история, обычно интересная. И Устинская ГЭС не исключение.

Построили её не на пустом месте и не случайно. До революции здесь стояла водяная мельница и жил мельник. До сих пор у дороги сохранился фундамент мельникова дома, внутри которого вырос уже настоящий лес.

На заре советской власти параллельно развивалось несколько тенденций: укрупняли деревни, строили колхозы  — и всё это обеспечивали электроэнергией. Большие ГЭС, типа Саяно-Шушенской, стали строить намного позже, а до Великой Отечественной Войны и особенно после неё, всё пространство СССР покрыли сотни таких вот малышек, как Устинская ГЭС. Только на Северо-Западе СССР их было 350. Устинскую ГЭС построили сразу после войны, в 1946 году, мощность её составляла всего 175 кВт, но этого было вполне достаточно, и со своими задачами ГЭС справлялась.

Малые ГЭС снабжали электроэнергией близлежащие деревни, колхозы, совхозы. Работали они по замкнутому контуру, то есть излишки энергии никуда не уходили. Подключить малые ГЭС к большим электросетям без дополнительных трудозатрат и специального оборудования было очень сложно, поэтому они работали «для себя». Эпоха малых ГЭС мелькнула как комета в ночном небе и стремительно угасла. Уже в 1970-х годах Устинскую ГЭС, а также многие другие по всей стране закрыли как нерентабельные. Были построены крупные электростанции, между населенными пунктами протянули ЛЭП, ГЭС местного значения сочли ненужными.

В 1983 году прекратили производство оборудования для малых ГЭС. К началу 90-х годов из трех с лишним сотен электростанций в рабочем состоянии осталось несколько десятков. А к середине 2010-х годов — всего три электростанции. Причём одну из них, в селе Ивановское, восстановили представители местного малого бизнеса за свой счет. С начала 90-х годов велись разговоры о необходимости хотя бы частично восстановить сеть малых ГЭС в Ленинградской области. К безусловным плюсам малых можно отнести дешёвую энергию для местных жителей и бизнеса, возможность продавать излишки энергии (при условии подключения к ЛЭП), защита от паводков, рабочие места. Из минусов — нарушение экосистемы, когда затапливается земля, возникают проблемы с нерестом некоторых видов рыб, и кроме того, себестоимость энергии, полученной на малой ГЭС, выше, чем на крупной.

В 2016 году Ленинградская область взяла в управление 52 гидросооружения, на них будут проведены восстановительные работы, будет усилена их безопасность. Конечно, это касается ГЭС, которые можно «подлатать» и ввести в строй. Устинская ГЭС к ним не относится. Всё оборудование с неё было демонтировано в 70-х годах.

Сегодня руины Устинской ГЭС здесь, где не одну сотню лет стояла мельница, выглядят очень красиво и немного таинственно. Неспроста же в старину всех мельников считали колдунами, а на мельницах, как писал Отфрид Пройслер, иногда мололи не только муку.

Деревня Хотнежа

Во второй половине дня добрались до деревни Хотнежа. Она широко известна узкому кругу любителей путешествий по глубинке не только благодаря Покровской церкви. Здесь есть, например, девонский обрыв (или обнажение) на берегу реки Лемовжа. Девонскими обнажениями называют выход на поверхность геологических пород девонского периода. Он закончился примерно 360 млн. лет назад. В геологических породах этого периода можно встретить останки кистеперых и панцирных рыб. Да и река Лемовжа – чудо как хороша!

Покровская церковь стоит по левую руку, если вы въезжаете в деревню, на небольшом холме. Храм был построен в 1896 году по проекту мастерской архитектора Николая Никитича Никонова в стиле эклектика.

С просьбой построить здесь церковь обратились крестьяне Хотнежи и окрестных деревень к помещику Сахарову, чьему семейству до крепостной реформы 1861 года принадлежала деревня, и у кого на этих землях было много различных производств. К приходу Покровской церкви относилось 10 деревень или 257 дворов, или 758 мужчин и 817 женщин. Из-за отсутствия церкви всем этим людям приходилось ходить пешком за много верст, чтобы окрестить новорождённых, зарегистрировать брак, зафиксировать смерть. Ведь в те времена церковь выполняла функции ЗАГСа и труднодоступность церкви создавала для жителей деревень массу проблем.

Церковь построена на 100% из местного материала: кирпича из глины из местного девонского обнажения. Однако этот материал очень хрупкий и подвержен быстрому разрушению под воздействием ветра и влаги. Церковь мало пострадала в войну, а в таком печальном виде пребывает по причине многих лет бесхозности и, увы, хрупкости кирпича. А вот фундамент церкви за более чем столетнюю историю практически не просел.

У храма есть несколько архитектурных особенностей: лесенка башенок, три тройных окна, внешний вид главного купола храма перекликается с главным куполом Казанского собора в Санкт-Петербурге.

В 1941 году через Хотнежу проходил Лужский оборонительный рубеж. В церкви располагался военно-полевой госпиталь. Немецкие войска довольно быстро взяли Хотнежу, но ополченцы стояли насмерть. Последний советский солдат вёл корректировку наших артиллерийских батарей с колокольни Троицкой церкви. Немцы смогли уничтожить его только потому, что он израсходовал весь свой боезапас. По легенде, немцы были поражены, узнав, что всё это время с ними сражался один человек. Несмотря на то, что это был вражеский солдат и еврей, его похоронили с воинскими почестями.

Церковь закрыли в 1937 году. После закрытия её использовали как склад. Недавно церковь признали объектом культурного наследия. А с 2008 года в церкви проходят богослужения. Конечно, годы забвения не прошли для церкви даром. Разрушения очень значительные, требуется масштабная реставрация.

О дате начала реставрационных работ пока и говорить не приходится. Но маленькая церковная община живет, храм не выглядит заброшенным, жизнь продолжается, и от посещения Покровской церкви остались только самые приятные воспоминания. Историю церкви, все интересные факты и легенды рассказал настоятель церкви Михаил Михайлович Бонка, обаятельный молодой священник. Каждое воскресенье он приезжает в Хотнежу из Гатчины, где живет.

Хотнежа — хорошее место, откуда не хочется уезжать. Если захотите растянуть удовольствие, то пожалуйста! В двух километрах от Хотнежи — деревня Лемовжа, а там ещё одно девонское обнажение, река Луга.

Вот сколько всего можно увидеть всего за один день!

Via est vita — это про меня. Путешествия — это счастье и главный источник вдохновения.