На небе только и разговоров что о капитане Волконогове, который так и не попал ни в рай, ни в российские кинотеатры. Спустя полтора года «Капитан Волконогов бежал» просочился в сеть незаконным путём, но ваш беспринципный слуга не выдержал столько ждать и мигом сел смотреть.
Сюжет
1938 год, будни НКВД состоят из допросов, пыток и расстрелов. Фёдор Волконогов, несмотря на сложности профессии, находит в себе силы задумываться о жизни, и, предчувствуя очередную зачистку, сбегает со службы. Предавший одних и преданный другими, он оказывается в западне. И тогда из самой преисподней капитану является его товарищ, обречённый на нескончаемые муки, чтобы предупредить и дать ему шанс не оказаться в одном котле вместе с сослуживцами. Волконогов сможет попасть в рай, если найдётся хоть один человек, который его простит. Отсчёт пошёл.
Фильм как метафора тоталитаризма
Картина красивая до невозможности: фактурные герои и их костюмы, локации, цвет и игра света — взгляд цепляется за каждую деталь. В противовес этому ужасы, происходящие на экране, заставляют отворачиваться.
Единственный факт, который смущает — это привязка ко времени. Фильм убедительнее работает как развёрнутая метафора на тему тоталитаризма и прощения, а не как авторская версия исторических событий. Современный сленг звучит в довоенное время, и кажется, что герои затерялись в междумирье.
Это кино задаёт вопросы в лоб, не сглаживает углы и оставляет много вопросов. Заслуживает ли прощения тот, кто не раскаивается? Не ты ли сам себе главный судья? Люди вокруг превращаются в тряпичных кукол, если правильно себе объяснить, что так надо.
Если научишься не думать, что ты сам стоишь на этом конвеере, везущем в утиль, то найдётся время и на кружок самодеятельности, и на выглаженный воротник. Если убедишь себя до последней клетки, что твоё дело — правое, то никакой ад не будет страшен.
Но у тебя не получилось.
А потому беги, Волконогов, беги.
От собственной тени.