Ваше сообщение успешно отправлено!

«Титан» и «Треугольник печали» — фильмы, которые победили в Каннах

Разбираем главные фильмы Каннского кинофестиваля последних лет

В этом году главный приз Каннского кинофестиваля получил фильм «Треугольник печали» режиссёра Рубена Эстлунда, который известен зрителю по нашумевшей ленте «Квадрат», победителю того же кинофестиваля пятилетней давности. Победитель же прошлого года — фильм «Титан» Жюлии Декюрно, в отличие от «Треугольника печали», говорит со зрителем только языком символизма и метафор, и, изначально притворяясь боди-хоррором, внезапно оборачивается лентой о любви и принятии. Предлагаем погрузиться в сюжет двух главных фильмов Каннского кинофестиваля последних лет и разобрать их успех на составляющие.


«Титан» Жюлии Декюрно

Начнем с «Титана». Важно отметить тот факт, что в случае фильма «Титан» впервые главную награду Каннского кинофестиваля — «Золотую пальмовую ветвь» — целиком присудили фильму, снятому женщиной-режиссёром, что, конечно, крайне удивительно для более чем семидесятилетней истории прогрессивного фестиваля. Если копнуть в историю, женщина-режиссёр только однажды удостаивалась награды — в 1993 премию получила Джейн Кэмпион, но не целиком, а разделив её с китайским режиссером Чэнем Кайгэ.

Фильм «Титан» сняла Жюлия Декюрно, молодая французская режиссёр, уже знакомая и зрителям, и критикам по фильму «Сырое», каннибальскому хоррору 2016 года, на просмотрах которого в Каннах людей увозили на скорой. В своей творческой колее Декюрно движется плавно, не изменяя жанру первого полнометражного дебюта, и вторую свою ленту она тоже сняла в жанре хоррора, углубив его исследованиями телесности. Новый фильм Жюлии Декюрно очень многослоен, символичен, и, перефразируя Твин Пикс — не то, чем кажется. В первых кадрах он представляется семейной драмой, после — устрашающим слэшером, а в середине делает и вовсе сюрреалистичный виток, полностью запутывая зрителя.

Главная героиня

Главная героиня фильма «Титан» — Алексия, выросшая в холодной и отстраненной семье и недополучившая любви, в детстве попадает в автомобильную аварию, вследствие чего ей в голову вживляют титановую пластину. После происшествия она начинает испытывать тёплые чувства к машинам и в будущем станет очень успешной танцовщицей на автомобильных выставках. Успешной настолько, что её будут осаждать фанаты, пока в какой-то момент это не станет триггером.

Тогда титановая пластина в голове героини вновь даст о себе знать — это проявится необъяснимыми моментами гнева, которые закончатся массовой резней — эти сцены одни из самых шокирующих в фильме. В перерыве мы увидим и одну из самых неоднозначных сцен фильма, где Алексия сольется в экстазе со своим автомобилем. Во что в итоге трансформируется эта связь на грани научной фантастики, мы узнаем ближе к развязке.

Отсылки к религии

Ближе к середине фильм «Титан» сделает сюрреалистический виток в духе Дэвида Линча — тут вспоминается и «Малхоланд Драйв», где центральная героиня Наоми Уотс то ли проваливается в кроличью нору, то ли в сон, и попадает в совершенно другую, альтернативную жизнь. То же происходит и с главной героиней фильма «Титан», но этот выбор она делает сама. Скрываясь от полиции после массовых зверств, героиня с помощью одежды, ножниц и других подручных средств почти молниеносно изменит свою внешность, в результате которой она будет иметь некоторое сходство с давно пропавшим сыном руководителя пожарной части, в роли которого предстал Венсан Линдон. Алексия решит на время скрыться и попытать счастья в новой семье, притворившись исчезнувшим ребенком Линдона — Адрианом. Несмотря на то, что Венсан Линдон сразу понимает, что Алексия — не его пропавший ребенок, тем не менее, он принимает её в свою семью безоговорочно и без лишних вопросов. Здесь уже отчетливо считывается символизм фильма, который достигает своего накала в другом моменте: в пронзительной речи своим подчиненным-пожарникам он говорит: «я — ваш Бог, а значит мой сын — Иисус».  Эта внезапная и прямая отсылка к религиозной риторике здесь не случайна — герой Линдона буквально выступает всепринимающим и всепрощающим и именно с ним героиня находит безусловную любовь и понимание.

Игра в жанре боди-хоррора

Когда фильм только вышел, многие ругали его и за условную вторичность, и за подражательство Дэвиду Кроненбергу. Тем не менее, не все эти претензии выдерживают право на существование. В отличие от ветерана боди-хоррора Дэвида Кроненберга, для которого выбранный им жанр почти всегда был центральной темой его работ, Декюрно с боди-хорром играет, для неё это лишь инструмент на грани шоковой терапии, возможно, чтобы ввести зрителя в состояние ступора. Ещё с первого своего фильма «Сырое», где у людей была страсть к сырому мясу, она исследует телесность и её границы, играет с темами здравого смысла на грани реальности и фантастики.

Насилие и любовь

Своим художественным методом Жюлия Декюрно рассуждает о гранях насилия и о том, где они берут свое начало. Что на самом деле явилось истинной причиной начать крушить всё вокруг и «сжигать мосты» главной героиней? Возможно, если бы не было того безразличия и холодности, полученной ею в детстве, обстоятельства сложились бы иначе. Таким образом, создатели фильма вовлекают зрителя в полемику об этих темах.

Казалось бы, всеми метаморфозами создатели фильма постулируют: ты можешь быть абсолютно кем угодно, ты можешь перешагивать с разных веток реальности так же просто, как открывать вкладки в браузере. Кино сквозь главную героиню заявляет: «главное, чтобы тебя любили» — не важно кто, не важно где, там, где тебя принимают, ты у себя дома.

*Но не забываем о жанре. Всё же, «Титан» — это не особенно нежный боди-хоррор, так что смотреть слабонервным не рекомендуется.


«Треугольник печали» Рубена Эстлунда

Перейдем к фильму «Треугольник печали», который собирает большую кассу по всему миру и с успехом сейчас идёт в кинотеатрах.

Каннские отношения режиссёра с кинофестивалем тоже за небольшой срок уже успели обрасти историями. Кажется, будто шведский кинорежиссёр стал новым фаворитом жюри, как в свое время Ларс фон Триер и Михаэль Ханеке. В копилке шведа это уже вторая главная награда фестиваля всего за пять лет, что, конечно, говорит и о том, что его карьера находится на взлёте и о том, что его фильмы чувствуют дух времени. Забавен тот факт, что во главе жюри в этом году стоял Венсан Линдон, который играл одну из главных ролей в фильме-победителе прошлого года.

Звезда Рубена Эстлунда полномасштабно заиграла на мировой кинематографической арене всего пять лет назад. В 2017 году, когда он получил главную награду в Каннах за свой «Квадрат» — острую ироническую ленту о современном искусстве. Ирония — главный технический прием режиссера, что, конечно, очень в духе эпохи постмодернизма, и, возможно, именно поэтому его фильмы так откликаются Каннскому жюри. В новом фильме режиссёр тоже придерживается своей традиции и иронизирует во всём: здесь стереотипы о мужчинах и женщинах, о богатых и бедных, о слабых и сильных.

Главный герой

Главный герой ленты «Треугольник печали» — молодой человек по имени Карл, восходящая модель, в исполнении британского актера Харриса Дикинсона. Он находится в отношениях с коллегой по цеху и не может найти свою точку опоры в быстро меняющемся мире. Сквозь главного героя режиссёр будто полемизирует со зрителем: какими должны быть отношения с современном мире, являются ли деньги точкой преткновения и что делать, когда на карту уже поставлено выживание? Четких ответов автор картины не даёт, зритель является лишь сторонним наблюдателем и может делать свои выводы.

Закрученный сюжет

«Треугольник печали» композиционно разделен на несколько глав, и тоже, как и в фильме «Титан», в середине фильма, после эпичной кульминации, которая могла бы стать и концовкой, режиссёр вместе с актерами перескакивают на совершенно новую ветку реальности. Если в первой главе мы знакомимся с двумя главными героями, а во второй они в богатой компании оказываются на шикарной яхте, то третья глава делает неожиданный виток в духе Даниэля Дэфо, и наши герои примеряют на себя роль Робинзона Крузо.

«Треугольник печали» тоже не вписывается в традиционные рамки жанров. Начинается фильм с почти с ромкомовского выяснения отношений, уходя в кинокомедию, а от неё сразу в трагифарс, а потом и вовсе в историю о выживании современного человека в диких условиях. Такой быстрой и ненапряжной сменой жанров режиссёр будто расширяет восприятие зрителей, не давая им привыкнуть к чему-то одному.

Те же насилие и любовь

Тема насилия тонкой ниточкой проходит сквозь фильм: режиссёр иронизирует над миллиардерами и умудряется превратить сцены кораблекрушения в комедию, приправив их комедийными вставками отправления в духе «Трудного ребенка». Не особенно мягок автор и к выжившим на острове — он дает понять, что выживает сильнейший, и тема достатка и процветания здесь препарируется уже в другом разрезе. Не имеет значения, сколько денег у тебя на счету в банке, важно то, сколько полезных навыков ты успел получить.

В фильме, богатом на метаморфозы, создатели фильма показывают человека чистого, без прикрас, они обнажают его изнанку. Человек может быть кем угодно — в определенных обстоятельствах, условно — в обычной жизни. Но при этом, всё может измениться в одночасье, и тут уже будет важна именно суть человека, его глубина.

Арт-обозреватель: пишу об искусстве, театре и кино. Создатель телеграм-канала «В потоке». Независимый специалист в области PR и преподаватель йоги.


Еще статьи этого автора

Искусство
Люди и проекты
Поэтесса Анна Малкович — об открытии «Мастерской поэзии» и работе над подкастом
Интервью с куратором мастерской в Центре творческих индустрий «Фабрика»
Театр
Спектакль «Божественная комедия»
Юрий Титов поставил на Старой сцене Мастерской Петра Фоменко "Божественную комедию" Данте Алигьери.
Театр
Спектакль «Созвездия»
Исследуем Любовь в теории мультивселенных вместе с театральным проектом «а39».
Театр
Спектакль «Маяковский. Послушайте» 
Литературно-музыкальная композиция о жизни Владимира Маяковского в Мастерской Петра Фоменко