Государственный Эрмитаж представил грандиозную выставку «Рождение современного искусства: выбор Сергея Щукина». Впервые в залах этого музея собрана почти вся щукинская коллекция французской живописи конца XIX – начала XX века, которая насчитывает более 150 работ самых выдающихся художников того времени и оценивается в более чем $5 млрд.
Собрание коллекционера С.И. Щукина ранее выставлялось в Париже, где собрало 1,2 млн зрителей, и не случайно — такие признанные гении, как Поль Гоген, Анри Матисс и Пабло Пикассо, не просто представлены, но и составляют большую часть огромной экспозиции. Благодаря этому посетителей выставки буквально бросает из одних эмоций в другие, и остаться равнодушным после неё решительно невозможно.
В 2019 году коллекция уже собиралась вместе в Москве, однако концепция этой выставки совершенно особенная. Организаторы не просто привезли в Эрмитаж собранные Щукиным картины, но и воссоздали интерьеры дворца Трубецких — дома, где жил коллекционер и где хранилась его знаменитая коллекция. Благодаря фотосъемке, на которой запечатлены комнаты дома С.И. Щукина на Знаменке, кураторы смогли в точности воспроизвести развеску «иконостаса» Гогена, Музыкального салона с работами импрессионистов, комнат Анри Матисса и Пабло Пикассо.
Сергей Иванович Щукин занимался коллекционированием живописи с 1898 по 1914 год, и за это время не имевший профильного образования московский купец собрал одну из лучших коллекций современной на тот момент живописи в мире. После революции 1917 года коллекция была национализирована и в 1923 году стала частью Государственного музея нового западного искусства. После 1945 года музей был расформирован, а коллекция поделилась между ГМИИ им. Пушкина в Москве и Государственным Эрмитажем в Санкт-Петербурге.
Всего в зале Малого Эрмитажа можно увидеть более 30 картин Анри Матисса, 40 произведений Пабло Пикассо, знаменитый «иконостас» Поля Гогена из 15 лучших картин, шедевры Винсента Ван Гога, Клода Моне, Камиля Писсарро, Андре Дерена и многих других. Собранные в одном месте, они поражают воображение и заставляют раздвинуть границы сознания как никогда раньше.
Зал импрессионистов — самый спокойный и даже классический для современного человека, который уже не видит ничего революционного в живых мазках Клода Моне. Залы Матисса — другое дело. Взрыв яркого и чистого цвета, простые формы и почти полное отсутствие сюжета воспринимаются уже сложнее, хотя оставляют послевкусие чего-то радостного и приятного. Абсолютно противоположное впечатление производит Пикассо с его нависающими над зрителем деформированными женскими образами. «…Я начал глядеть на нее дольше, у меня было такое ощущение, точно я набрал в рот куски битого стекла», — так отзывался сам С.И. Щукин о картине Пабло Пикассо «Женщина с веером», представленной на выставке.
Кульминация выставки и самые масштабные её экспонаты: панно «Танец» и «Музыка» Анри Матисса. Эти огромные полотна были заказаны лично С.И. Щукиным для своего особняка на Знаменке. «Танец» был настолько провокационным для своего времени, что во Франции на него писали карикатуры, и даже заказчик под натиском сомнений не сразу выкупил работу. Сам Матисс впоследствии писал: «Требовалась смелость написать панно, но требовалась и отвага купить их». На сегодняшний день панно «Танец» — одна из самых знаменитых и дорогих работ Анри Матисса.
Несмотря на то, что за прошедшее столетие отношение всего мира к художникам, чьи картины скупал Щукин, кардинально изменилось, их работы до сих пор вызывают жаркие споры и неповторимые эмоции. Очевидно одно: как дворец Трубецких в далекие 10-е годы ХХ столетия, эта выставка оставит свой неповторимый след в душе каждого посетителя.
До 30 октября 2022