Очень быстро пролетело подчас невыносимо жаркое лето и быстро наступила дождливая и немного тоскливая осень. Хорошее лекарство от осенней хандры — укрыться в галереях и институциях, приобщаясь к новым выставочным проектам осеннего сезона, благо выставок появилось несчетное множество на любой интерес. Мы выбрали пять очень разноплановых экспозиций, каждая со своей уникальной особенностью, которые смогут удовлетворить самый взыскательный вкус. Общее, что их объединяет — это фокус на вдумчивый и медитативный просмотр без спешки.
Выставка «Котел алхимика. Осязательный взгляд и незрительное восприятие» в Галерее стран Европы и Америки Пушкинского музея
До 13 ноября
Классный, одновременно концептуальный и завораживающий проект открылся в Галерее стран Европы и Америки Пушкинского музея. Собрав под своим крылом большое количество именитых художников, в том числе Пабло Пикассо, Рембранта Харменса ван Рейна, Ханса Арпа, Михаила Матюшина, выставка обещает стать настоящим блокбастером осени. Здесь — совершенно изумительные, медитативные витражи, произведения живописи, графики, скульптуры и мелкой пластики, керамические объекты. Специально к выставке японский художник Насимура Ёхэй создал ряд тактильных работ, к которым зрители в буквальном смысле смогут прикоснуться, потрогать и почувствовать.
«Точки зрения» в Музее русского импрессионизма
До 2 октября
Как всегда очень грамотно сделанная выставка «Точки зрения» в Музее русского импрессионизма, где показаны автопортреты и портреты художников конца XIX — начала XX века. Создатели проекта собрали воедино множество известных фамилий: Александр Родченко, Зинаида Серебрякова, Илья Репин, Варвара Степанова, но есть имена не на слуху: Ольга Делла-Вос-Кардовская, Виктор Барт, Мария Фаворская — настоящие новые открытия, что очень радует.
С первых шагов выставка погружает зрителя с состояние многомерности и сосредоточенности: вдумчивый зритель может поставить перед собой задачу сопоставить портрет и автопортрет одного и того же человека, изображенного на картине — воедино, что получиться сделать, только погрузившись в глубины своего сознания. В уютном кафе музея можно продолжить осмысление проекта, заглянув туда, почти не отрываясь от осмотра экспозиции.
«Возвращение колобка и других аттракторов» в Центре Творческих Индустрий «Фабрика»
До 17 октября
Очень созерцательной получилась итоговая выставка выпускников и выпускниц Института современного искусства Иосифа Бакштейна. Здесь множество актуальных работ молодых художников, к которым определенно стоит присмотреться и которых зритель, возможно, уже в будущем году увидит на ставших привычными ярмарках Cosmoscow и Blazar.
К примеру, художница Юля Диброва показывает свой проект «Отель тишины», исследующий очень актуальный сейчас феномен тишины и ее отсутствия в современном мире. Действительно, городской житель в дополнении к бесконечной суете, живет также и в нескончаемом шумовом потоке, избавиться от которого можно, только лишь уехав далеко-далеко — инсталляция художницы предлагает зрителю переместиться в отель тишины; и даже в этом случае полной тишины очень сложно достигнуть. Причем шумом здесь выступают не только звуки, а также и общий фон происходящего, своего рода энергии, вибрации — тоже становятся общим коллективным фоном, откуда вырваться бывает не так просто.
У выпускницы Кати Романовой, представляющей на выставке свою работу «Сломанный смартфон», тоже получился очень важный для нашей реальности эксперимент, даже своего рода аскеза — попробовать провести целый месяц без привычного смартфона, для многих уже являющегося будто продолжением рук. Погрузившись в свое исследование, художница целый месяц не пользовалась смартфоном, используя в повседневной жизни только кнопочный телефон и документируя происходящее вокруг в виде зарисовок, записок и распечаток, что и трансформировалось в итоговый проект, заставляющий задуматься зрителей о природе реальности, где человек уже неотделим от техники.
«Носороги на черепашьих бегах в Москве» в музее AZ
До 20 ноября
Казалось бы, название выставки наоборот настраивает зрителя на динамичное прочтение и ни о какой медитативной перезагрузке не может идти и речь. Но нет, едва входишь в небольшой, но уже любимый многими музей AZ — сразу попадаешь в уникальную Вселенную, построенную замечательным художником Дмитрием Плавинским. На выставке можно увидеть очень важные для творчества художника серии живописных работ с черепахами и носорогами, офорты, ассамбляж, а также анимационный фильм, созданный по мотивам творчества художника.
Носорог — почти мифологическое существо, столь любимое многими художниками, среди которых и величайший мастер Альбрехт Дюрер, изобразивший носорога, так никогда и не увидев его вживую; и Сальвадор Дали, который любил сравнивать носорогов и единорогов в плане символизма. Не остался в стороне и Дмитрий Плавинский, одна из главных фигур московского нон-конформизма. И носороги, и черепахи для художника — это не просто обращение к анималистике; изумительные животные приобретают в творчестве художника поистине сакральное звучание.
«Между строк. Текстуальное в визуальном» в галерее «Триумф»
До 9 октября
Выставка в галерее «Триумф» осмысляет феномен текстуальности в современном искусстве. В проекте участвует более двадцати авторов, в практике которых текст играет центральную роль. Здесь можно увидеть работы всем давно уже знакомых и полюбившихся художников: Алины Глазун, Ульяны Подкорытовой, Тимофея Ради, Павла Отдельнова, а также Валерия Чтака, который в этом году в прямом смысле слово нарасхват — в дополнении к званию «художник года» Cosmoscow и «Выставке одинаковых картин» на одноименной ярмарке, у художника также идут два параллельных проекта в Центре творческих индустрий «Фабрика».
Каждого из художников, представленных на выставке, связывают удивительно теплые отношения с текстом, посредством которого авторы выражают себя и свои отношения как с происходящим в окружающем мире, так и с внутренним состоянием, к которому может подключиться и зритель, если получится войти в резонанс с потоком художника.
Отдельного упоминания заслуживают удивительно чувственные и нежные арт-объекты художницы Маши Сомик в смешанной технике, центральной точкой которых являются слова, которых так не хватает сегодня столь многим людям: «Любовь — это ты», «Нежность — это ты», «Я очень, преочень тебя люблю». Посредством на самом деле очень простого текста, понятного каждому, автор вступает в виртуальный диалог с каждым из посетителей, при этом зритель, которому особенно не хватает теплых слов, может в буквальном смысле войти в состояние катарсиса. Работы настолько теплые, что моментально увлекают за собой в волну радости и умиротворения и кажется, если у каждого дома или в офисе будет такая картина, все сразу станут счастливее и спокойнее.
* Главное фото: Маша Сомик. «Нежность — это ты»
Приятного просмотра.