Москвичам могут быть знакомы необычные стрит-арты, составленные из тонко нарезанных кусочков зеркал. Эти работы не живут долго, если они недостаточно заметны людям: их легко разбить, закрасить или вовсе отколоть от стен.
Авторы всех этих работ (по данным с сайта проекта их больше двадцати в одной только столице) — Иван и Дарья Никитины. Этот творческий дуэт существует вот уже десять лет, с 2012 года. Отыскать их в сети можно и как проект SkyFish, и как «Небесных рыб», и как Mirrorartproject. Иван и Дарья — художники-монументалисты, умеющие работать и с росписями, и с ручной гравировкой, и с витражами. У Ивана за плечами опыт работы в витражной мастерской Симонова монастыря; Дарья — живописец, член Московского Союза Художников и Международного художественного фонда.
Особенность их творчества в том, что они комбинируют все известные им техники, чтобы создавать что-то по-настоящему уникальное.
Пожалуй, самая известная мозаика «Небесных рыб» — дракон возле станции метро ЦСКА, отражающий высотные здания и широкий проспект с оживлённым движением. Самая крупная работа проекта — «Пермское выживание» в Перми; площадь этой зеркальной мозаики 200 метров. На куда более скромного по размерам «Осьминога» у мастерской ушло больше двухсот килограммов зеркальных обрезков. Работ подобного масштаба в такой технике в мире практически не существует.
Характерно, что при нарезке каждой из мозаик художники стараются минимизировать отходы. Для составления мозаик по принципам флорентийской техники, с которой чаще всего работают в камне, детали специально обрезаются так, чтобы быть как можно плотнее подогнанными друг к другу. Таким образом, отходы от флорентийских мозаик легко можно употребить в качестве материала для мозаик модульных. Подобная техника не требует подбора чётких форм; достаточно большого количества деталей, из которых составляется общий рисунок.
«Небесные рыбы» работают не только со стрит-артом, но и с классическими витражами и мозаиками в интерьере. Многие из их работ построены таким образом, чтобы использовать свойства зеркал по назначению: часто это вписанные в угол композиции, которые отражаются сами в себе. Однако их стрит-арт по-настоящему уникален за счёт того, что он является частью городской среды. Любое зеркало по своей сути не может быть нейтрально: в нём отражается окружающий мир. Отсветы фар, деревья, дома и люди становятся такой же частью искусства, как и сами мозаики.
«Практически каждая наша работа полита кровью, — пишут художники на своём сайте. — Нашей, в процессе нарезки».
Каждая подобная работа неповторима: невозможно, даже имея похожие лекала, создать две совершено одинаковых мозаики. Оттого любая конфронтация с работниками коммунальных служб или просто хулиганами, которые скалывают, разбивают и закрашивают хрупкие зеркала, особенно болезненна. Одна из самых свежих мозаик дуэта, «Спящая красавица», была уничтожена всего несколько дней назад и не подлежит восстановлению, о чём художники сообщили в своём телеграм-канале. От изображения остались только плети зеркальных цветов.
Тем не менее, даже в таком виде они продолжают отражать свет, лица, пространство вокруг, невзирая на разрушения.