Последний летний месяц во многих галереях и музеях столицы проходит под эгидой страны Восходящего солнца. Сразу в трех институциях города вниманию публики представлены выставки, посвященные Японии. В галерее «Триумф» открылась выставка художника Наоки Фуку, работающего в эмоциональной манере, что роднит его с Джексоном Поллоком; в Музее Востока — выставка «Пять стихий чая», охватывающая пятисотлетнюю историю всеми любимого напитка, а в Центре творческих индустрий «Фабрика» — выставка современной художницы Юмико Оно, посвященная воображаемой архитектуре в воображаемом мире.
Мы встретились с художницей, чтобы узнать, как создавалась выставка, чем она вдохновлялась при ее создании и какие ее любимые пространства в столице.
Юмико, добрый день!
Вы – участник программы «Художник в резиденции» в ЦТИ «Фабрика». Расскажите, как вы туда попали?
Москва всегда была одним из моих любимых городов, а о ЦТИ «Фабрика» я узнала, когда была в другой резиденции в России и позже подала заявку для участия в программе.
Как на ваш взгляд, отличается ли специфика подготовки выставок в России и в других странах?
В своей творческой деятельности я часто взаимодействую с архитектурой региона, в котором я работаю в данный момент. В России очень хорошая система с точки зрения поиска информации о вещах (в архивах) , а также очень доброжелательные, готовые помочь люди, которые отлично взаимодействуют между собой, что очень помогало в моем исследовании.
Как родилась идея создать проект «Непостроенное»?
Я интересовалась нереализованными архитектурными планами в течение нескольких лет, и мне особенно хотелось использовать изображения из нереализованных планов Советского времени для своего исследования в этой резиденции. И меня поразил обширный ландшафт строительных площадок в Москве, особенно текстильные покрытия зданий, которые стали вдохновением для реализации моего нового проекта, который я представляю здесь. Мои фарфоровые арт-объекты, представленные на выставке, также очень созвучны концепции «Непостроенного». Некоторые из них про идеальный мир, другие про воображаемую архитектуру.
Тема утопии, идеального мира, который существует лишь в воображении. Расскажите, почему эта тема так важна и что она значит эта тема лично для вас?
За последние два десятилетия я посетила множество стран в поиске идеального места, где я могла бы обосноваться как человек и как художник. Когда я еще скиталась по миру, я потеряла свою семью и свой дом и стала, как говорят, человеком без почвы под ногами. Тогда я подумала, почему бы не создать свое идеальное место самостоятельно? Таким образом, мое идеальное место и мой фундамент, все, что я искала, я реализовала в себе и в своих работах, так как идеального места в реальном мире не существует. Это послужило толчком к созданию воображаемых архитектурных работ. Я умножаю объекты или делаю серию рисунков и делаю из них что-то вроде города. Я хочу создать такое пространство, которое не принадлежит никому, что станет для меня идеальным местом — утопией.
Появились ли локации в Москве, которые стали любимыми?
У меня так много локаций, которые я люблю в Москве, так много памятников и знаковых зданий, которые просто ошеломляют, в том числе: Академия наук, Дом Мельникова, Сталинские высотки, Музей космонавтики и другие. Кроме того, когда я приезжаю в Москву, мне всегда приятно побывать на ВДНХ. Я исследовала визуальное сходство между Россией, США и Японией, особенно в области архитектуры. На основе этого исследования я создаю работы, чтобы объединить мир с моей точки зрения. Поэтому для меня важна идея объединения мира, и поэтому мне интересны всемирные выставочные места в целом.
Кто или что тебя вдохновляет? Расскажи о своих любимых деятелях культуры и искусства? (возможно, среди них будут японские или русские герои)
Меня вдохновляет архитектура, кино, литература, музыка, полезные ископаемые, естественные науки и искусство. Меня особенно интересовали образные архитектурные и градостроительные планы Мельникова и Крутикова. Сергей Параджанов, Казимир Малевич, Бела Тарр и Милан Кундера стали поводом полюбить культуру восточного блока. Мне созвучна тишина в работах Ясудзиро Одзу и Рея Найто.