Ваше сообщение успешно отправлено!

Турникет в Эдемский сад

Выставка «Сотворение» в петербургской церкви Анненкирхе

Действующая лютеранская церковь Анненкирхе – место, простите за каламбур, культовое. Мало кто умудряется с такой лёгкостью сочетать религиозное и светское, относиться к себе с настолько доброй иронией и создавать ощущение домашнего уюта посреди обгоревших стен и обвалившейся облицовки. Как и в любой порядочной церкви, здесь есть часовня с регулярными богослужениями. Здесь венчают пары и крестят детей. А ещё здесь предлагают курс «Основы христианской веры», который, по словам создателей, «подходит абсолютно для всех, вне зависимости от вероисповедания, мировоззрения или любимой футбольной команды». На официальном сайте даже есть рубрика FAQ, успокаивающая, что нет, необязательно был верующим, и да, в шортах к нам можно, а вот в костюме женщины-кошки лучше не надо.

Неудивительно, что Анненкирхе неизменно привлекает местных жителей и туристов всех полов, возрастов и вероисповеданий.

Сейчас (и до 4 сентября) в церкви повторно проходит выставка «Сотворение» арт-группы «Зерно», состоящей из прихожан. Здесь в характерной оригинальной манере рассказывается о сотворении мира, появлении на свет человека и о том, «где что-то пошло не так» . Каждый час по будням и каждые полчаса по выходным проводятся бесплатные экскурсии, а для любителей свободно побродить в одиночестве у экспонатов есть таблички с описаниями.

Первое, что вы видите, пройдя сквозь тяжелые портьеры – парящий над головой земной шар, звезда инстаграма подавляющего большинства посетителей. Шар, а также приютившаяся под ним растительность соответствует первым трём дням, в которые, согласно Библии, Бог создал небо и землю, отделил свет от тьмы и воду от тверди, а также сотворил сушу, моря и растения. Вроде бы знакомые с детства сине-зеленые узоры завораживают, словно стремятся самим фактом своего существования подтвердить божественную рукотворность.

Проходя мимо фотоспота с неоновой надписью «Божья тварь», попадаем в большой зал, освещённый огромной мягко меняющей цвета Луной. Четвёртый день – создание светил на тверди небесной. Под Луной можно «возлежать» на мягких хаотично разбросанных креслах-пуфах, время возлежания не ограничено. Это место невольно напоминает другое религиозное здание – часовню Камппи в Хельсинки. И хотя здесь вместо абсолютной тишины звучит медитативный эмбиент, ощущение островка покоя в центре шумного города очень схожее.

Круговая лестница на второй этаж поднимается вокруг Эдемского сада, сотворенного на пятый день. Это изящная и лёгкая инсталляция, которая начинается как столп нежных нанизанных на лески цветов, по мере подъёма превращающихся в наливные красные яблоки. Венчает это всё большой закреплённый на потолке терновый венец. Рядом предусмотрительно висит табличка, извещающая о том, что в сад лезть нельзя, потому что его охраняют «ангел-хранитель, сверкающий огненный меч и наш смотритель». Конструкция действительно столь же красивая, сколь и хрупкая. Любая попытка залезть в сад наверняка закончится прилетевшим кому-то по голове с высоты второго этажа яблоком.

Дальше по курсу – день шестой, сотворение человека в маленькой круглой комнате с гигантской опускающейся из облаков дланью. Человека в выставке нет: божьим творением становится любой заходящий сюда посетитель. Достаточно встать под указующий перст и подождать, пока раскаты грома и молнии в облаках не сменятся божественным свечением, сопровождаемым пением птиц.

Пройдя через турникет на выходе из Эдемского сада, оборачиваешься, чтобы увидеть светящуюся надпись: «Faith control» над дверным проёмом. Турникет здесь не просто так. Его зовут Херувим, и обратно он не пускает, потому что человеку не суждено вернуться в Эдем. Поэтому дальше создатели выставки завершают тему сотворения и обращаются уже к истории Иисуса Христа и воскресению как возвращению в райский сад. Здесь сквозь небольшой провал в стене можно рассмотреть нишу с тканью, вышивка на которой провозглашает знаменитую цитату про долготерпящую и милосердствующую любовь. Табличка рядом доверительно сообщает, что Христос воскрес, и что искать его в пещере не рекомендуется.
А жаль.

Забавно, что, если понаблюдать за турникетом какое-то время, обязательно можно увидеть посетителей, которые несмотря на две предупреждающие таблички и библейскую логику повествования всё равно пытаются прорваться к райскому саду с обратной стороны, рискуя сломать и Херувима, и стены дверного проёма. Согласитесь, в этом есть определённая ирония.

Стоит сказать вот ещё о чём. Подача религии в Анненкирхе может быть спорной и неоднозначной. Например, находятся люди, которых приглашение сфотографироваться в качестве творения Божьего смущает. Это стоит учесть, если вам неуютно от такого свободного и в каком-то смысле даже панибратского отношения к серьезным библейским темам.

И всё же главным образом выставка создаёт какое-то удивительно тёплое ощущение. Это не то тепло, которое чувствуешь дома, и не то, которое исходит от дружеских объятий в шумной компании. Это тепло ненавязчивого принятия и понимания, спокойной и интересной беседы и чаепития с пастором.

Да, кстати, здесь есть льготы для определенных категорий посетителей. К ним относятся «школьники, студенты, пенсионеры, люди с инвалидностью, члены многодетных семей и воинствующие безбожники».

Фото: сайт церкви Анненкирхе, Настасья Соколова

Всеядная петербургская театралка. Найдет смысл в бессмысленном и объяснит необъяснимое.


Еще статьи этого автора

Театр
Спектакль «Медея»
На сцене театра Ермоловой греческий режиссёр Василиос Самуркас поставил «Медею» Еврипида.
Дизайн
Сказочный лес в центре Петербурга
В историческом центре Санкт-Петербурга на улице Чайковского, 10, возвышается трёхэтажный особняк. Построенный в середине
Искусство
«Та самая обгоревшая церковь»: 300 лет Анненкирхе
В Анненкирхе до 20 ноября проходит выставка, посвященная трёхсотлетию этого культового места
Дизайн
Люди и проекты
Красота-то какая: фильм «Лепота» как исследование
Фильм-исследование русской визуальной культуры под красноречивым названием «Лепота».