18 июня в Музее архитектуры открылась выставка «Архитектура памяти», призванная показать, как военное время изменило градостроение, а мемориальные комплексы стали неотъемлемой частью нашей жизни
В первые месяцы войны главной целью московских архитекторов были дезориентация немецкой авиации и сохранение исторических памятников от бомбёжек. Так, в июле 1941 года в Москве создали службу маскировки города. Приоритетом маскировки пользовался Кремль, поэтому группой архитекторов во главе с Борисом Иофаном было придумано:
• перекрасить крыши и фасады, чтобы создать видимость обычного городского квартала, подсветку – долой, на купола – чехлы, на звезды башен Кремля – деревянные щиты
• соорудить ложные городские кварталы на открытых площадях и глади рек.
Другие крупные объекты, а особенно здания, чья конфигурация была узнаваемой (вокзалы, церкви), маскировалась фанерными пристройками, тканями, живыми или искусственными деревьями.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/12.jpg)
Московский манеж. Фрагмент фасада с нанесённой маскировочной окраской. Фото 1940-х гг.
Если заводы перестраивали производственные процессы на нужды войны, то станции московского метрополитена отказывались от довоенных дизайн-проектов в пользу увековечивания подвигов. Так, на Автозаводской (до 1956 года носила название «Завод имени Сталина») вместо мирного сельскохозяйственного труда появляются панно на тему труда героического — военного. А современную «Новокузнецкую» украшают мозаики, изготовленные в блокадном Ленинграде художником Владимиром Фроловым. Будете на «Новокузнецкой», посмотрите вверх: эти мозаики ехали в Москву «Дорогой жизни». Художник скончался от истощения через три дня после отправки своего произведения.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/11-e1624309241779.jpg)
В.Г. Гельфрейх, И.Е. Рожин. Проект станции метро «Новокузнецкая». Перронный зал. Перспектива. 1943 г.
Война дотла сожгла Сталинград, Севастополь, Великий Новгород, Истру. Кинохроника и фотографии, представленные на выставке, позволяют оценить масштабы восстановительных работ. На экспозиции можно увидеть изразцы XVII века и обмерные чертежи разрушенного Воскресенского собора в Новом Иерусалиме, проекты восстановления и новой застройки города Истры Алексея Щусева, материалы по реконструкции и реставрации поврежденных и уничтоженных древнерусских памятников Великого Новгорода, проекты восстановления Севастополя и Сталинграда.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/14-e1624309062793.jpg)
А.В. Щусев. Восстановление и реконструкция центральной части Сталинграда.
Эскизный проект. Экспликация центра. 1943 г.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/16-e1624309118780.jpg)
И.Г. Сахарова, Г.В. Приходько. Воскресенский собор Новоиерусалимского монастыря. Окно первого этажа южного фасада, крайнее слева: план, фасад, разрезы. Обмерный чертёж. 1945 г.
Огромное количество жертв, индивидуальные и массовые захоронения, самодельные могильные конструкции — всё это ставило перед художниками вопрос: «Как это унифицировать?». Нужно было найти универсальную форму памяти. Разработка памятников героям войны стала одним из важных направлений деятельности советских архитекторов уже в 1942 году. Поиск концепта вёлся в Античности, Ренессансе и классицизме.
Именно в послевоенные годы были спроектированы и построены крупнейшие мемориальные комплексы, посвящённые основным событиям военного времени. Архивные документы, авторские архитектурные проекты и современные фотографии, представленные на выставке, показывают становление таких махин как памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы» на Мамаевом кургане, монумент защитникам Ленинграда, мемориал на Поклонной горе.
Организаторами выставки точно подмечено: такие памятные места — это некий духовный запрос, которому было необходимо материальное воплощение.
Выставка продлится до 12 сентября 2021 года.
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/8-e1624309435351.jpg)
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/10-e1624309331162.jpg)
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/7-1-e1624309392639.jpg)
![](https://porusski.me/wp-content/uploads/2021/06/1.jpg)
А.Н. Душкин, А.Д. Хилькевич, Н.Д. Панченко. Пантеон героям Великой отечественной войны «Слава русскому оружию». Конкурсный проект. 1943 г.
Фото: пресс-служба Музея архитектуры им. А.В. Щусева
Автор онлайн-журнала Porusski.me Все самое интересное: путешествия, красота и мода, еда, дизайн, свадьбы, главные события, интересные фотосессии и многое другое!