15 июля — в канун лета в Центре творческих индустрий «Фабрика» на Бауманской открылась выставка художницы Аллы Мировской «Ветка имени», посвященная непростым взаимоотношениям между человеком и природой. Проект-музей посвящен старому яблоневому саду, расположенному на Юго-Западе Москвы. Всем зрителям выставки автор предлагает задаться вопросом — зависят ли деревья от человека или же эта связь взаимозависима с обеих сторон. Ответом может послужить цитата итальянского биолога и автора книги «Как думают растения» Стефано Манкузо: «Если завтра растения исчезнут с лица Земли, жизнь людей будет продолжаться не более нескольких недель или месяцев».
Мы поговорили с фотографом, художницей и исследователем Аллой Мировской и выяснили, как зарождался проект и его структура, почему фольга – классный материал и о том, какое отношение к проекту имеют Дмитрий Пригов и создатель концепции город-сад Эбенизер Говард.
Алла, расскажите пожалуйста, как зародилась идея сделать проект «Ветка имени»?
Примерно три года назад я зашла в сад ранней весной и увидела, что у деревьев спилены большие нижние ветви, которые наклонялись к земле. Мне казалось, что это очень красиво, но коммунальная служба смотрит иначе. Наверное, это правильно, такая ветка теоретически может отломиться и на кого-то упасть. Но старые ветвистые яблони нашего сада, раскидистые и узловатые выглядели как люди, у которых отрубили конечности. Я знаю и люблю этот сад с детства, видеть деревья-обрубки было больно.
«Если завтра растения исчезнут с лица Земли, жизнь людей будет продолжаться не более нескольких недель или месяцев».
Считается, что яблони живут не более ста лет. Нашим — около 70-ти, значит, они могут простоять еще 30 лет, если за ними правильно ухаживать. Я не специалист по растениям, и мне захотелось разобраться, как можно их сохранить. Захотелось понять, от чего зависит жизнь дерева в большом городе помимо общеизвестного. Захотелось сохранить сад и память о нем доступными мне средствами как художнице просто потому, что это важно для меня лично. Так появилась идея проекта-музея Яблоневого сада в Коньково.
Расскажите о структуре выставки.
Структура выставки состоит из нескольких разделов: коллекции слепков старых деревьев из фольги, исследовательской части, где рассказывается о том, как связана идея города-сада английского утописта Эбенизера Говарда с садом в Коньково. Есть также серия коллажей с гербарием садовых растений, серия интервью с жителями района о саде, коллекция фотографий сада и отдельных деревьев. Отдельная часть выставки посвящена деревьям/яблоням как сущностям, обладающими способностями восприятия окружающего мира, коммуникации с ним и с себе подобными. Также в экспозицию входит видео-работа о том, как в саду ощущается ход времени, и книга художника, созданная всего в нескольких экземплярах вручную.
Мне хотелось, чтобы все было как в настоящем музее, когда тема подсвечивается с разных сторон, в динамике. Есть, что посмотреть, есть, о чем подумать.
Это уже не первый исследовательский проект, созданный вами и посвященный одному из районов Москвы. Расскажите, почему так важно, на ваш взгляд, обращаться к истории и коллективной памяти?
Я люблю Москву, это двадцать или больше городов в одном городе. Мне интересно работать с городом как художнице, исследовать отдельные его районы, потому что они все очень разные, быстро меняются. Интересно разговаривать с людьми, понимать, как они проживают свою жизнь в том или ином месте, как делают его своим, за что любят и ругают.
«Я люблю Москву, это двадцать или больше городов в одном городе»
Я бы сказала, что пытаюсь рассмотреть место как определенный феномен на пересечении культурных и географических координат как в личной, так и в коллективной перспективе. Это дает импульс к активной позиции, наполняет жизнь близким и понятным смыслом, делает ее осознаннее и интереснее.
Относите ли вы ваш проект «Ветка имени» к проектам экологической направленности?
Безусловно, ведь речь идет о взаимоотношениях деревьев и людей. Также речь идет о позиции превосходства человека, которая предполагает, что его сиюминутные интересы всегда заслоняют собой интересы других обитателей города, таких как растения и животные. Мне хотелось в проекте поставить эту позицию под сомнение.
Расскажите о материалах и о техниках, с которыми вы работами в ходе выставки?
Основной мой медиум — фотография и все, что с ней рядом, то есть на стыке с другими художественными средствами. В проекте «Ветка имени» помимо фотографии я работаю с техникой коллажа, соединяя архивные фотографии жителей района с садовым гербарием, делаю вручную авторскую книгу-музей, снимаю видео, хотя у него скорее вспомогательная роль — показать, как выглядит сад, что в нем происходит, и передать ход времени.
Как в арсенал ваших творческих техник попала работа с фольгой?
Фольга появилась случайно в процессе эксперимента. Первоначально я планировала делать гипсовые слепки деревьев. Консультировалась о том, как это делать правильно, у скульптора Кати Соколовской, и даже сделала один или два слепка. Но выяснилось, что гипс мне не подходит по ряду причин. Я стала искать замену, и подумала о фольге. Попробовала, и мне понравилось и дереву не вредно.
Но, возможно, я просто люблю фольгу как материал. Потому что не первый раз с ней работаю. Она очень красивая, потрясающе выглядит на фотографиях и напоминает о космосе.
В тексте можно увидеть цитату основоположника московского концептуализма Дмитрия Пригова, расскажите почему?
Дмитрий Александрович участвует в проекте «Ветка имени» на правах жителя района, неоднократно бывавшего в этом саду. Д.А.П. жил в Коньково (ранее Беляево) с 1967-го по 2007-й год, то есть практически с момента постройки района до своей смерти.
Из Яблоневого сада виден его дом, когда наступает осень и опадают листья. Это вообще целая история — про взаимоотношения Пригова с Беляево/Коньково. Он автор замечательного текста «Беляево’99 и навсегда», вписавшим наш район в большой текст русской литературы.
Выставка проходит до 28 августа в Центре творческих индустрий «Фабрика».