В новом здании фонда RUARTS проходит масштабная выставка 44 русских художников с уличным бэкграундом из коллекции фонда. Всего в экспозицию вошло более 90 работ, созданных в разных техниках и видах медиа: видео, инсталляция, живопись, скульптура и фотография.
Подобно рождению волн где-то далеко в океане, «уличная волна» (так исследователи стрит-арта называют художников с уличным бэкграундом) зародилась в США в 1949 году, когда Эдвард Сеймур, владелец небольшой компании по производству красок в городке Сайкомор, штат Иллинойс, искал простой способ продемонстрировать свой новый продукт – краску для радиаторов, тогда свет увидел первый баллончик с краской. А несколько десятилетий спустя в Нью-Йорке зародилось новое художественное направление – «граффити», различные проявления которого мы можем видеть и сегодня на улицах каждого города.
В России история «уличной волны» началась в 1985 году с приходом брейк-данса в нашу страну и появлением граффити, как субкультурным феноменом. За 30 лет своего развития от простого нанесения своего имени посредством маркера или баллона до гигантских муралов, можно с уверенность говорить, что уличное искусство стало самым заметным и независимым направлением вискусстве конца XX-начала XXI века и стало дверью, через которую многие художники с уличным бэкграундом заходят на территорию «белых» стен музеев и галерей.
Уличное искусство уверенно заявило о себе в различных общественных институциях — в современном искусстве, арт-рынке, в городском благоустройстве, в рекламе, но при этом сохранило (не всегда) в себе эстетику бунта, протеста и свободы. Отличительной чертой русского стрит-арта является тесная связь с традициями русской культуры и предполагает глубокий, философский взгляд художника в своих работах.
Феномен уличного искусства подробно изучается и поддерживается творческим объединением АРТМОССФЕРА, фондом содействия развитию современного искусства RuArts и институтом исследования стрит-арта.
Вернемся в тихие переулки Арбата. Экспозиция в фонде Ruarts делится на три раздела- исторический контекст, трансформация и пост-граффити.
Куратор выставки, коллекционер и арт-директор фонда Ruarts, Катрин Борисов знакомит зрителя с историческим контекстом граффити, с основными техниками и направлениями: выцарапывание, работа со скотчем, аэрозолем , сажей, стикер-бомбингом.
Открывает выставку инсталляция уличного художника Zoom. Образы знаковой работы Карла Брюллова «Последний день Помпеи» переносятся в современный контекст, создавая злободневный комментарий. Изображение людей, пытающихся найти убежище от извергающегося вулкана, было перенесено на трансформаторные будки, напоминающие экраны iPhone. Zoom предлагает зрителю посмотреть на современный уклад, социальные отношения и ценности. Страх современного человека рождается не перед стихийным бедствием, а из-за потери мобильной связи и минимального заряда аккумулятора. Таким образом, работа становится остроумной критикой Zoom по поводу «катастрофической» зависимости от цифровых коммуникаций, виртуального пространства и потребности быть online. «Наша зависимость от технологий, в особенности от связи и интернета, стала фундаментальной. Я не знаю, катастрофа ли это, но это точно не победа человечества», – комментирует произведение автор..
Название выставки отсылает к одноименной работе Александра Жунева «True Ли». Подвижная конструкция в виде ладоней, занявшая одно из центральных мест в экспозиции, олицетворяет движение, свободу и спонтанность, и вместе с тем бесконечную борьбу за власть. Раскачиваясь, гигантские ладони создают эффект трения. Оказавшись внутри, главное не утратить свою позицию. Сегодня эта работа актуальна как никогда.
А.Жунев Рука руку моет (“True ли”) 2018 / железо, скотч / 200 x 300 x 5 см
Далее зритель может наблюдать, как художники трансформируются, обращаясь к более монументальным форматам, используя традиционные материалы и техники, уделяя особое внимание концепции, обращаясь к истории искусства для вдохновения и заимствований.
Эксперименты с абстрактной и фигуративной живописью прослеживаются в работе художника Марата Данильяна (Morik), который вдохновляется архивными образами из старых журналов и рекламы
В своем произведении петербургский райтер Николай Super 158 показал разнообразие стилей написания тега, от самой простой молниеносной надписи через варианты bubble до проработанного многослойного изображения в стиле Wildstyle. В небольшой работе художника лежит целый исторический пласт развития граффити.
Художник Giwe в своем творчестве активно применяет «псевдо-бриллианты», исследуя феномен имитации во всех смыслах, начиная с имитации товаров и услуг, переходя к имитации жизненных принципов и идей. Для выставки художник выполнил работу на гобелене, заказанном с Озона. На репродукции картины «Девушка в белом» автор выложил стразами контуры мультяшного персонажа. Использовав стразы в работе, GIWE соединил товары массового потребления и героев собственного художественного мира. На центральных улицах Москвы можно встретить фирменный логотип художника — глаза с хитрым прищуром, будто бы наблюдающие за происходящим.
Алексей Лука московский художник много работает с архитектурной формой и фактурой материалов, создавая произведения в техниках коллажа и ассамбляжа и используя различные медиа, будь то живопись, графика, объекты, инсталляции и site-specific проекты. Отдельного внимания заслуживают масштабные муралы, создаваемые художником в рамках различных паблик-арт фестивалей во всех точках мира с 2012 года: Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Астрахани, а также во многих городах Италии, Испании, Германии, Дании, Франции, Эстонии, Словакии и Марокко.
Следующий раздел выставки посвящен переходу уличного искусства с городских стен и поездов на холст, пространство галереи и частные коллекции. Где художники выступают активными участниками арт-процесса, они курируют фестивали, регулярно участвуют в выставках, образовательных проектах, успешно сотрудничают с российскими и международными галереями и брендами.
Дмитрий Аскé – один из идеологов и самых заметных российских художников «уличной волны». Создает студийные произведения в собственной оригинальной технике мозаичного рельефа из фанеры, а также занимается искусством в общественных пространствах в формате масштабных росписей, панно и скульптур. Его монументальные работы можно встретить в Москве, Владивостоке, Нижнем Новгороде, Туле, немецком Мангейме и других городах. В 2019-м году Дмитрий создал панно в здании Ленинградского вокзала в Москве. По итогам второго дня международной ярмарки современного искусства Cosmoscow в 2020 году, галереей Ruarts было продано 90% работ Дмитрия Аске (3,5 тыс. до 11 тыс. евро). В 2021 году у Димы вышла успешная коллаборация с японским брендом Uniqlo.
Вынося свои работы на улицы художники изменили представление публики о том, где и как можно смотреть на искусство. «Уличная волна» в своей эволюции сохраняет дух бунтарства, провокации и социальный подтекст, персональные выставки позволяют художникам выходить из тени анонимности и укреплять свой статус в арт-мире.
Уличная культура выстрелила, став одним из самых успешных трендов арт-рынка. Устойчивый интерес к художникам с уличным бэкграундом в среде коллекционеров и покупателей с каждым годом растет и свидетельствует об успешном диалоге художника и зрителя.
ВЫСТАВКА В МОСКВЕ до 15 мая