Борис Кустодиев — «летописец» праздничной Руси. Его сахарные сугробы, пылающие купола церквей, разрумяненные крестьянки, резные наличники, цветастые платки и мохнатые шапки, нарядные ярмарки, пузатые купцы и задорные собаки – мир, наполненный счастьем, улыбками, запахом петушков на палочке и блинов.

Масленица, 1916, 61×123 см
Его картины чудесные по композиции и колориту, всегда реалистичны, со скрупулёзно проработанными деталями: костюмы, утварь, архитектурные элементы — идеализированные образы, которые художник собрал в удивительный волшебный и полный народной поэзии мир. Всё им черпалось из памяти и собственных ощущений.

Масленица, 1920, 69×90 см
В 1911 г. Александр Бенуа писал: «Счастливый, щедрый, праздничный талант! Настоящий Кустодиев — это русский посад и русское село с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями». И ведь действительно — щедрый, любуясь картинами Бориса Михайловича, на душе становится уютно и светло… Но мало кто знает, какая трагедия стоит за этими жизнеутверждающими и вдохновляющими полотнами.

Масленица, 1920, 28.2×44.8 см
Судьба испытывала художника на протяжении всей жизни, Кустодиев рано потерял отца, в 18 лет положение молодого человека было настолько бедственным, что он носил две пары носков, потому что у нижней были протерты пальцы, а у верхней — пятки. Поступив в Академию Художеств в Санкт-Петербурге, получил свой первый гонорар в 16 рублей, на который приобрел холст и штаны.

Автопортрет у окна, 55×37 см, 1899
Позднее, похоронив годовалого сына, художник стал испытывать нестерпимую боль в руке, промотавшись по врачам, только в Германии ему смогли поставить верный диагноз — опухоль спинного мозга. Известный невропатолог Оппенгейм успешно прооперировал Кустодиева, и тот смог вернуться к работе.
Но в 1916 году боль вернулась, в мире во всю бушевала Первая мировая война, и возможности выехать в Германию не было. Решение делать операцию в Санкт-Петербурге далось не легко, вот как описывает происходящее дочь Бориса Михайловича Ирина: «Нужно решать, что сохранить больному — руки или ноги. «Руки оставьте, руки, — умоляла мама. – Художник — без рук! Он жить не сможет…». Третью операцию делали под местным наркозом, и действовал он плохо. «Четыре с половиной часа нечеловеческих страданий. Врачи говорили, что каждую минуту ждали болевого шока, и тогда — конец».

Кустодиев в своей мастерской
В 38 лет художник оказался в инвалидном кресле. На его долю выпали две революции и Гражданская война, голод, не сломившие при этом силу его духа. Как ни странно, именно в это время у художника начинается самый плодотворный и яркий период его творчества. В 1916 году он пишет «Масленицу», полную весёлого морозного счастья, смеха ребятишек и праздных катаний в упряжках. Эта картина выставлялась во время выставки «Мир искусства» и была удостоена высокой оценки Ильи Репина. Позже он неоднократно возвращается к теме масленицы.

Портрет Шаляпина, 1922, 99×80 см
Знаменитый портрет Федора Шаляпина 1922 года тоже написан на фоне масленичных гуляний. Работа над картиной оказалась тяжелой — художник писал лёжа, по частям, а для того, чтобы освоить двухметровый холст, пришлось соорудить специальное подъёмное устройство, которое позволяло наклонять полотно до нужного положения. На картине можно увидеть двух дочерей Шаляпина, Марину и Марфу, и его любимца — бульдога Ройку. Интересный факт о сеансах с Шаляпиным вспоминал сын художника Кирилл: «Любопытно было смотреть, как “позировала” любимая собака Федора Ивановича — черно-белый французский мопс. Для того чтобы он стоял, подняв голову, на шкаф сажали кошку, и Шаляпин делал все возможное, чтобы собака смотрела на неё».

Автопортрет, 1912, 100×85 см, галерея Уффици
Бориса Михайловича очень ценили за рубежом, в 1910 г. к художнику обратился министр народного просвещения Италии Луиджи Кредаро: «Мы желаем пополнить нашу галерею произведением ныне живущего большого художника». Кустодиев был удостоен чести разместить свой прижизненный автопортрет в знаменитой галерее Уффици.
После революции Кустодиева пригласили переехать в Италию, но художник отказался, оскорбившись этим предложением. Из воспоминаний дочери: «Папа даже побледнел от возмущения. “Я русский, и, как бы трудно нам всем здесь сейчас ни было, я никогда не покину свою Родину!” Предлагавшему отъезд руки папа больше не подавал и всегда волновался, вспоминая этот разговор».

Масленица, 1919, 71.6×98.3 см
Вот таким удивительным человеком был художник Кустодиев, до последнего дня Борис Михайлович сохранял мужество, любовь к жизни, невероятное чувство юмора и был полон достоинства.
От себя я хочу пожелать каждому из нас найти в себе силы, для того чтобы сохранить свет в душе и пронести его через всю свою жизнь, подобно великому живописцу.