Вызовы современности заставляют уделять всё больше внимания проблемам гендерной идентификации. На слуху возникают понятия «фемининность» и «маскулинность», но что это такое — так сразу ответить сложно. Разберёмся в терминологии и докажем, что в Советском Союзе со стереотипами тоже боролись.
Как выглядела советская модель семьи
Два термина — два начала. Маскулинность отвечает за мужское, феминность — за женское. Распределение тех или иных качеств между полами исторически складывается из системы общественных ценностей и роли того или иного пола в культуре нации. Традиционно мужские характеристики — стремление к материальному благополучию, достатку, независимости; профессиональная реализация; активность и сила в движениях. Говоря о женщинах, возникают ассоциации с заботой, мягкостью, слабостью, а семейные ценности превалируют над карьерными.
Советская модель семьи демонстрировала союз добытчика и хранительницы очага. Несмотря на то, что женщина ходила на работу, дома на неё ложились «привычные» женские обязанности по стирке, готовке и уборке. Это изображалось и в кинематографе. Любимые советские комедии — «Бриллиантовая рука», «Любовь и голуби», «Кавказская пленница» — показывали, что мужчина в семье голова. Совсем другая история произошла с оскароносным фильмом «Москва слезам не верит». В 1980 году стереотипы о мужском и женском драматически развенчались на примере как главных, так и второстепенных героев.
Катя Тихомирова — неоднозначный образ для советской эпохи
Девушка стремится не к построению семьи, а к образованию. Она знает, чего хочет, не боится пробовать и работает ради поступления и успешной работы химиком. На поиски любви и союз с оператором её подталкивает подруга. Когда короткие отношения заканчиваются трусостью молодого человека, и Катерина оказывается перед выбором: карьера или материнство. Судьбоносное решение преуспеть в обеих сферах показывает, как героиня балансирует в двух началах — мужском и женском.
Спустя время нам показывают уже состоявшуюся женщину, в которой, очевидно, больше мужского, нежели женского. Привычная мягкость сменяется «стальным» характером. Это отмечает в беседе с Екатериной бывший жених Родион: «А ты переменилась, Катерина. Раньше ты не была такой жестокой». Женщинам жесткость не характерна, и такая смена в характере героини встречает критику. Тихомирова стремится управлять крупным комбинатом, а дома, тем временем, не может уделить время «женским» хлопотам, например, готовке (дочь питается полуфабрикатами и продуктами быстрого приготовления). Через общение с Георгием раскрывается стереотип о том, замужество — это не свободное желание, а некая норма, отклонение от которой вызывает вопросы: «Слушай, а почему ты так долго не выходила замуж?».
Подружка Тоня — образец советской женщины
Фемининность в фильме в полном смысле раскрывается на примере Антонины. Покладистость, скромность, доброта — три кита, на которых держится характер Тони. Она приехала в столицу с другими девушками, но не имела грандиозных планов по покорению города. Как «настоящая» женщина, рано вышла замуж и сразу подарила мужу сыновей, выполнила свой женский долг. Она не стремилась к получению образования или продвижению по карьерной лестнице, а потому все 20 лет, сколько мы с ней «знакомы», работала и работает маляром на стройке.
«Защищать и принимать решения — это мужская обязанность»
Маскулинность в типичном понимании воплощена в образе Георгия, возлюбленного Катерины, которого сыграл Алексей Баталов. На протяжении всего фильма он показывает своими поступками доминирование над женщиной, силу и твердость собственных решений: забирает Катерину с дочерью на пикник, провожает Катерину на такси домой. Не раз собственные действия герой объясняет гендерной принадлежностью: «Гога, вы поступили, как настоящий мужчина! – Перестань, я поступил, как НОРМАЛЬНЫЙ мужчина!»; «Запомни, что все и всегда я буду решать сам. На том простом основании, что я – мужчина». Георгий не склонен к проявлению своих эмоциях и сдержан. Даже когда речь идет о судьбе его отношений с Катериной, то открытому диалогу предпочитает запой.
Фильм, который переосмыслил роль женщины в обществе
«Москва слезам не верит» — это энциклопедия советской женщины, развенчивающая мифы о должном ее поведении. Есть три судьбы: спокойная Антонина, экстравагантная Людмила, целеустремленная Катерина — и все они по-своему хороши и притягательны, независимо от выполняемых обязанностей или места в обществе. Мужчина также может быть разным. Напористый Георгий, мягкий Николай или избегающий ответственности Родион — каждый выбирает ту позицию, какую сам предпочитает. Стала бы Катерина такой успешной, если бы ее жених не струсил? Где бы работала или работала бы вообще Антонина, если бы брак сложился по-другому? На эти вопросы мы уже не узнаем ответа, но это и не важно. Важно то, что отвлеченность от принятых в обществе норм помогает каждому герою быть относительно счастливым на выбранном жизненном пути.