В конце 2021 года онлайн-школа дизайна и иллюстрации «Bang Bang Education» при поддержке маркетплейса «Yellow Images» представила на зрительский суд исследование русской визуальной культуры под красноречивым названием «Лепота». Фильм Наташи Климчук и Ольги Морозовой состоит из 39 роликов, созданных современными российскими дизайнерами и дизайн-студиями. Под надзором консультантки Алёны Сокольниковой авторы пытаются нащупать исконную идентичность во всём многообразии окружающих нас сегодня объектов.
И нет, речь не о хохломе и балалайке — или, по крайней мере, не только о них.
Если верить толковому словарю русского языка, «лепота» (ж., устар.) — это красота и великолепие. Впрочем, создатели киноальманаха не делают упор на эстетическую составляющую, да и вообще не склонны ограничивать себя ни временными, ни социальными рамками. Начиная со звериных, языческих образов и огненного коловрата, через историю деревянной скульптуры и берестяных грамот зрителя проводят к увяданию дореволюционной аристократии, советскому конструктивизму и современному метамодерну.
Каждый ролик уникален не только по стилю, но и по тематике. Сам дизайн здесь во многом лишь повод, чтобы вдоволь поразмышлять о религии и философии, о подсознательной тяге сохранить традиционное, потребности сломать устоявшееся и сотворить из этого всего что-то принципиально новое, но хорошо знакомое.
Пересказывать словами визуальные новеллы — дело неблагодарное, однако для понимания общего уровня иронии и тщательности подготовки необходимо рассказать хотя бы о некоторых идеях, которые остаются с вами еще надолго после просмотра.
Например, московская дизайн-команда CLAN рассматривает иконы как «понятный простому человеку интерфейс для молитв и связи с Богом», выполняющий функцию текста, написанного языком образов. Если вы никогда не задумывались о схожести слов «икона» и «иконка», сейчас — самое время.
Дизайнеры Дима и Ваня Корниенко представили «сельский рисёрч» через призму деревенской эстетики родного села Сосково. Результатом стала реклама лаптей, похожая на снятый Дэвидом Линчем выпуск «Играй, гармонь».
Медиа-художник и поэт Олег Пащенко наглядно демонстрирует, что чёрный квадрат сопровождает нас повсеместно. Этот образ давно стал в нашей культуре чем-то значительно большим, чем изначально задуманной антитезой солнца. И попробуйте убедить нас, что фраза «Мир погибнет — а нам нет конца» не вызывает в вашей душе горькую русскую иронию.
Моушен-директор Анатолий Беликов и вовсе создал целый выпуск музыкальной передачи поздних 90-х, которой никогда не существовало. С песней, которую никогда не крутили по радио. С клипом, который никогда не показывали по МУЗ-ТВ. При этом вы неизбежно узнаете и передачу, и музыку, и слова, потому что у авторов ролика получился удивительно точный срез сплавленных воспоминаний любого человека, у которого в те годы был телевизор и свободное время его смотреть.
Создатели крутят русскую культуру, словно кубик Рубика, показывая всё новые и новые сочетания. Графический дизайнер Антон Горбунов приравнивает яркое и самобытное присутствие советского киноплаката на серых улицах СССР к современному стрит-арту. Студия интерактивных медиа Sila Sveta размышляет о наследии легендарной авангардной школе ВХУТЕМАС. Арт-директор Андрей Зубрилов иронично подмечает, что «рефил, ресайкл, реюз — это Советский союз».
Структурировать этот пёстрый, многоуровневый поток информации сложно, но как только ты оставляешь попытки — всё вдруг складывается само, и в этом, наверное, главная ценность «Лепоты». В какой-то момент, размышляя вместе с создателями о нашей самоидентичности в мире импортозамещения, вдруг отчетливо понимаешь, как протягивается связующая ниточка между квадратами русской белокаменной архитектуры XI — XII веков и советским конструктивизмом. Перерождается в компьютерных шрифтах письменная вязь начала XVI века. Бунтарская советская мультипликация расцветает яркими красками хохломы. Футуристы деструктурируют возвышенную поэтами-классиками речь до уровня первобытных звуков…
«Метамодерн должен быть понятным», — шёпотом заявляет нам с экрана Антон Шнайдер, и «Лепота» делает его понятным даже для тех, кто не знает, что «метамодерн» вообще такое. Фильм заставляет зрителя продолжать по инерции размышлять дальше на тему заимствования, вытаскивая из генетической памяти всё новые и новые культурные явления.
И самое главное, во время и после просмотра неизбежно появляется совершенно неироничное чувство патриотизма, лишенного какого бы то ни было снобизма или пафоса. За одно это создателям «Лепоты» стоит сказать большое спасибо.