Специальный проект T Lates — это поздние вечера в Новой Третьяковке, досуг нового формата (после закрытия музея для публики), сочетающий в себе образовательную часть и актуальные художественные практики с участием известных театральных режиссеров, композиторов, музыкантов, артистов.
Каждое событие посвящено произведениям из постоянной экспозиции «Искусство XX века», а также обращено к главным выставкам этого сезона — «Михаил Врубель» (открытие 3 ноября 2021) и «Многообразие/Единство. Современное искусство Европы. Берлин. Москва. Париж». Спецпроект запускается циклом из четырех событий, которые носят лаконичные названия: «Амазонки», «Телесность», «Чувства» и «Мы — будущее».
Наш опыт «Тела и телесности» с Айгель Гайсиной
Мероприятие делилось на две части: первой была тематическая аудиоэкскурсия на тему постоянной экспозиции «Искусство XX века» с помощью аудиогида (не забудьте наушники). Каждый гость в своём темпе слушал экскурсию, мог подольше постоять у экспоната, перемотать или сделать паузу — всё это имеет огромное преимущество перед обычной экскурсией. Аудиогид голосом Айгель (солистка группы «АИГЕЛ») рассказывал нам не только об экспонатах, но и о теле, как об одном из главных объектов художественного высказывания, и каким образом чувственное восприятие влияет на постижение и интерпретацию произведений искусства.
Переходя из зала в зал, мы познакомились с такими предметами искусства, как скульптуры Сергея Коненкова, Веры Мухиной, картины Александра Дейнеки, Александра Самохвалова, Петра Вильямса, Дмитрия Цаплина — через призму телесности и эталонов тела ХХ века. Сопровождалась наша экскурсия искусно подобранными стихами Владимира Маяковского и Агнии Барто.
Новая Третьяковка о картине Александра Дейнеки «На стройке новых цехов»: «В 1920-е годы Дейнека увлеченно работает над темой индустриализации. Строительство заводов и фабрик воспринималось как явление исторического масштаба, так как этим создавался промышленный фундамент будущего страны. Художник считал основной задачей искусства поиск художественного языка, способного точно и образно выразить современность. В построении картины мастер использует характерный для фотографии и кино прием монтажа. Фигуры людей решены на контрасте масштаба, объема и цвета, они будто противопоставляются фону. Изображенные в сложных ракурсах, объемные фигуры выделяются на фоне графически четкого рисунка заводских строений, что придает композиции особую динамику. Дейнеку привлекал образ человека новой эпохи, его облик и пластика. Он писал: «Я увлекался кружевом заводских конструкций, но они только фон. Я всегда изображал человека большим планом, в сильных типичных движениях».
Вторая часть — музыкальный перфоманс группы «АИГЕЛ». Он продолжил заявленную тему экскурсии в весьма эмоциональной манере, свойственной всему творчеству группы.
Хочется отметить, что вечером привычные интерьеры музея видятся по-новому. Мы встретились с искусством в пустых залах, практически один на один, и получили необычный опыт восприятия, одновременно созерцая и слушая его через аудиоряд.
В ноябре поступят в продажу билеты на третье мероприятие с заявленной темой «Чувства». Все остальные детали, такие как гости и маршрут экскурсии, держатся в секрете.
Мы ждём с нетерпением, чем на этот раз удивит Новая Третьяковка.