Ваше сообщение успешно отправлено!

Иконы греха

15 октября в пространстве Kupol Gallery открылась персональная выставка Владислава Провоторова
Имя Владислава Алексеевича Провоторова по праву считается одним из знаковых в современной религиозно-мистической живописи. Его работы нередко сравнивают с творчеством Босха, Брейгеля и Дали. По сути, так оно и есть: техника живописи и графики Провоторова берёт свои истоки в искусстве Северного Возрождения. Нюанс в том, что его работы нельзя назвать пасторальными или приятными взгляду. Искусство Провоторова – провокационное, часто отталкивающее для зрителя. Тем удивительнее осознавать, что Владислав Провоторов в настоящее время является священнослужителем.

Художник был рукоположен в 1994 году, когда уже отошёл от живописи. Однако практически все его работы 1970-1980х годов в той или иной степени написаны на религиозные темы. Это особенно заметно на примере единственной живописной работы, представленной на выставке: невзирая на агрессивные алые тона и формы, которые больше напоминают творчество Гигера, полотно выполнено фактически по канонам иконописи. Странные и страшные, вывернутые и завязанные узлом, испещрённые стигматами антропоморфные фигуры в его эскизах выполнены в тончайшей графике. Именно это сочетание отталкивающих образов и первоклассной техники исполнения и завораживает зрителя.

Некоторые из самых известных работ Провоторова, например, «Космогония № 666», использовались в качестве обложек для альбомов рок-групп.



«Картины Провоторова смотреть трудно и неприятно, – писал о художнике Олег Торчинский. – Но кто сказал, что искусство должно лишь ласкать глаз и гладить зрителя по головке? Провоторовские «Четыре всадника Апокалипсиса» – напоминание о ядерно-химической катастрофе, нависшей над каждым из нас. Его «Поцелуй Иуды», «Корабль дураков», цикл «Семь смертных грехов» заставляют не только отшатнуться от ужаса, но и задуматься. Вот почему, сердясь и упираясь, мы вновь и вновь возвращаемся к картинам этого художника, преодолевая себя, вглядываемся в детали, погружаемся в недобрые глубины, созданные его воображением, мира зла, где нет солнечного света, цветов и деревьев, синего неба, а есть лишь тьма, озаряемая багровым пламенем, плач и скрежет зубов».

Графические работы, представленные в Kupol Gallery, являются эскизами к живописным полотнам Провоторова, находящимся в частных коллекциях. Сама экспозиция не так велика, но каждая из работ – по-настоящему уникальный образец творчества, который сложно ассоциировать с «советской» живописью.

Стоит отметить, что создатели выставки творчески подошли и к оформлению самой экспозиции. Черные швы на белых стенах – имитация графических швов с эскизов, крест-накрест вспарывающих пространство.

Выставка продлится до 16 ноября 2021 г.

Эпиграф к выставке – Послание к Римлянам, глава 3, стих 23: «…потому что все согрешили и лишены славы Божией».

Kupol Gallery располагается по адресу: Тверская, 3, минус 2 этаж, здание Ritz-Carlton, пространство Cube.Moscow
Фото: Kupol Gallery, Саша Снегова

Редактор раздела "Дизайн". Говорит правду, только правду и ничего, кроме правды.


Еще статьи этого автора

Дизайн
Такой изящный, такой конкретный: бетон в украшениях
История, теория и практика работы с бетоном в декоре и ювелирном деле.
Дизайн
Память поколений: династия Манизеров
19 октября в Новой Третьяковке открылась экспозиция скульптурных работ династии Манизеров
Дизайн
Образовательный, хулиганский, всемирный
Три молодых российских фестиваля уличного искусства, о которых стоит знать
Жизнь
Подкаст: хорошо забытое новое
О формате подкастов — понятными словами