Ваше сообщение успешно отправлено!

Кубачи: народ одного аула

История и быт средневекового государства, превратившегося в знаменитый на весь мир аул

Вы, вероятнее всего, уже слышали об уникальном месте на Кавказе — селе Кубачи, известном центре традиционного промысла златокузнецов. Когда-то в СССР в каждом ювелирном магазине были представлены изделия знаменитых кубачинских мастеров. Вот так одно маленькое село в глубине Дагестана снабжало весь Союз своими непревзойденными творениями, а задолго до этого — было центром оружейничества. Однако искусство и промыслы отнюдь не единственная сторона жизни кубачинцев.

Музей Востока совместно с Национальным музеем Республики Дагестан им. Тахо-Годи и куратором Джамилей Дагировой открывают уникальную выставку: «Кубачи – Зирихгеран. Исторический портрет древнего города». Все экспонаты предоставлены Национальным музеем Республики Дагестан. В постоянной коллекции эти предметы искусства не увидеть, более того, в Москве кубачинский резной камень никогда ранее не выставлялся.

Однако кубачинские кинжалы, кольчуги, ювелирные изделия украшают коллекции лучших музеев мира: Лувра, Метрополитен-музея, музея Виктории и Альберта, Эрмитажа и Государственного исторического музея в Москве.

Совершенно случайно мне повезло познакомиться с Луизой, кубачинкой и мастером росписи по керамике. Она посетила со мной открытие выставки и дала много ценных комментариев, которые вы сможете прочитать в статье.

Н.Савельева «Нить» 2020
Частная коллекция

Зирихгеран: забытое государство оружейников 

Зирихгеран — (с персидского «кольчужники») даргинско-кубачинское средневековое государство, существовавшее в период с VI по XV векОсновным промыслом жителей было оружейничество, благодаря которому средневековый город процветал и богател, имел плотные торговые связи и производил культурный обмен, особенно с Ираном. До арабского завоевания жители Зирихгерана исповедовали преимущественно зороастризм.

Над селом возвышается боевая башня Акайла кальа, архитектурно совершенно не похожая на осетинские или вайнахские башни. Из чего можно сделать вывод, что корни необычного вида Акайла кальа происходят из другой культуры. Башня схожа с зороастрийскими дахме — погребальными сооружениями в обрядах зороастризма, пришедшими, по-видимому, из Ирана.

Кубачи. Начало XX века. Фото Национального музея Республики Дагестан им. А. Тахо-Годи

В середине XIX века башня была перестроена в жилой дом, а с 2009 года там располагается музей.

Комментарий Луизы: «Двоюродная сестра моей мамы живет в доме рядом с башней. Раньше она служила домом для воинов, так как с нее открывается хороший обзор на всё селение. Потом её переделали в жилой дом. А в настоящее время там находится музей, и башня стала самой посещаемой достопримечательностью Кубачей».

Фотографии Луизы

Около 1467 года появляется тюркоязычное название «кубачи» — мастера кольчуг или кольчужники. В мире не так много географических точек, которые могут похвастаться длительностью сохранения своих художественных традиций. Кубачи в этом плане — уникальная местность. Каждая семья здесь так или иначе связана с обработкой металла, а позже и с ювелирным изготовлением. Жизнь кубачинца — это тесное переплетение с искусством из поколения в поколение.

Вернёмся к выставке в музее Востока. 

Кубачинская экспозиция рассказывает нам о трёх сторонах жизни кубачинца: архитектура, быт, ремесло. Как и много веков назад, гостей села встречала необычная архитектура: каменные дома, украшенные резными рельефами, — так и первый зал встречает нас образцами резных камней.

Камнерезное искусство — зал первый

Резьбой по камню в Кубачи начали заниматься с XIII века, по некоторым сведениям даже раньше. Как вы можете увидеть, на рельефах изображены живые существа, что относится к доисламскому периоду сотворения. Однако на всех образцах отбиты головы, что характерно для эпохи исламизации.

Также в первом зале представлены фроттажи тимпановарочных конструкций, служащих для украшения оконных или дверных проемов.

Каждый тимпан весит полтонны, поэтому было принято решение сделать для выставки фроттажи(Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша).


«Тавханна» или гостиная — зал второй

После знакомства с архитектурой села мы входим в тёплый, уютный дом кубачинца и окунаемся в его быт. Поистине дом кубачинца словно разноцветная шкатулка, где куда ни глянь — везде сокровища. Здесь и традиционная одежда, и сундук с покрывалами, образцы тканей, ювелирные украшения, кувшины. 

Как вы уже поняли, различные культурные влияния плотно вошли в жизнь села, поэтому не удивляйтесь, к примеру, иранской набойной скатерти на стенеНо ковры на стену кубачинцы никогда не вешали.

Каз — традиционный женский платок с орнаментом, вышитый вручную строго в определенном порядке, а порядок этот не всегда симметричный. Вышивка на ткани у замужних женщин обычно крупнее. Расшитые золотом белые покрывала кубачинок — визитная карточка села. «Калхана» — традиционное платье в форме рубахи туникообразного покроя.

На стенде представлены образцы тканей, в том числе и тех, из которых шили свадебные платья и ювелирные украшения.

Свадебные украшения

Луиза: «Национальная свадьба в Кубачи длится 3 дня. В первый день играют свадьбу невесты в её доме, где собираются все её родственники и друзья. Вечером все вместе отправляются в так называемый клуб к 9-10 часам, позже к компании присоединяются сам жених и его близкие. Такое празднование может длиться до утра.
Второй день свадьбы — это свадьба жениха, которую играют в его доме. Далее жених и вся его родня отправляются забирать невесту из её дома. На третий день молодых приходят поздравлять все их ближайшие родственники и друзья. В ходе третьего дня свадьбы проводится еще интересный обряд, когда жених и невеста отправляются в гости к родителям невесты в качестве уже новой молодой семьи, где также продолжают праздновать и танцевать. А после родня жениха ворует в доме невесты всё, что попадется им под руки, и всё это несут домой жениху».

Нагрудное украшение — Тавка

В каждом кубачинском доме имеется место, представляющее приданое невесты: на полках и на стенах выставлены водоносные сосуды «мучалы», мерки «нукнусы», а также расписные тарелки.

Мучалы носят за плечом с помощью широкой белой ленты. В противовес спереди подвязывали малый водоносный кувшин — «кутка». Особое искусство — завязать и ловко развязать, не расплескав ни капли воды.

В доме кубачинца особое место занимает очаг, оформленный плитой из чёрного камня с богатой орнаментацией.

Кубачинский пальтар — маски, закрывающие всю голову, часть спины и груди. Почти всегда маски снабжены усами из шерсти.

«Ачебикьнала» или мастерскаязал третий

Третий зал выставки — мастерская златокузнеца с потрясающими аутентичными инструментами и эскизами орнаментов. Удивительно, но до начала прошлого столетия кубачинцы не зарисовывали узоры, а передавали знания по памяти. Тому, что теперь мы можем увидеть эскизы орнаментов, мы обязаны первому советскому исследователю промыслов Дагестана Евгению Шиллингу. Именно он обратился к мастерам с просьбой зарисовывать по памяти предмет или узор.

Из поколения в поколение мастер работает этими инструментами и передает свои знания детям. Именно поэтому у кубачинцев было не принято выходить замуж за не кубачинца, дабы не утратить ценное мастерство.

Луиза: «Практически все кубачинцы — златокузнецы. Кто-то занимается столовым серебром, а кто-то создаёт золотые украшения. Мой папа также ювелир и создает ювелирные украшения, свёкор Ахмедханов Ахмедхан — художник и тоже создавал эксклюзивные ювелирные украшения, он и по сей день занимается творчеством и реализует интересные проекты. Конечно, всё, что меня окружало в детстве, когда я ездила к бабушке и дедушке в Кубачи, непосредственно отложило отпечаток на моё творчество сейчас. В моих работах можно увидеть элементы кубачинских узоров, а также все оттенки насыщенного синего, который так любят кубачинцы». 

Оказавшись на этой выставке, вы полнообъёмнее прочувствуете Россию и посмотрите на Дагестан под совсем иным углом.

Кубачи — уникальное место на Кавказе, а его жители — ни на кого не похожий субэтнос Дагестана. Их быт, верования, традиции и культура — все имеет особый код.

Успейте познакомиться с удивительной вселенной кубачинцев до 1 декабря 2021.

Редактор рубрики «Искусство». Пишу о прекрасном


  • Аноним

    Добрый день. меня зовут Дамиля Дагирова, я автор и куратор этой выставки. все тексты и слова в выашем материале мои, я их узнаю. проект очень сложный и долгий. А концепция вообще уникальная, так как о Кубачи ни кто и никогда не делал выставку. все материалы и предметы я собирала по крупищам,работал с литературой. проетк подгтовлен Национолтным музеем полностью, а не просто представили экспонаты.Даже экспозиционные локации наши. я приезжала весной в Москву,что бы озхнакомиться с залом, определиться, обсудить стратегию подачи такого сложного и большого обьема с дизайнером музея Кюной Казаковой. именно она услышала и создала этот великолепный ансамбль в итоге. Кто такая Луизаи почему вы ее взяли в проводники. Могли бы тоже самое сделать с куратром. Это по менейшей мере не этично. это работу,и у нее есть автор и хозяин. И фото,представленные Луизрй ужасные,не соответсвуют теме. их надо удалить. Я не давала их в экспозицию.

    пример: Каждый тимпан весит полтонны, поэтому было принято решение сделать для выставки фроттажи. (Фроттаж (фр. frottage — натирание, протирка) — техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша).Это мои слова на открытии …луиза этого знать не могла.
    я бы попросила вашу редакцию исправить текст,указав автора тесктов и выставки,музей Дагестана

    • Анна Астафьева

      Добрый день, Дамиля! Большое спасибо за проделанную работу, выставка потрясающая и в музее Востока является просто жемчужиной, в данный момент.
      Я была приглашена на пресс-релиз в музей и естественно использовала все услышанное для статьи, также использовала другие материалы открытого доступа и получила несколько правок от самих кубачинцев. Я указала в статье, что музей Востока проделал эту работу совместно с музеем Дагестана, с радостью готова указать, что вы были куратором и добавить что-то от вас.
      Слова про фроттажи не коментарий Луизы, нигде это и не написано. Ее комментарии только о своей семье и обычаях, по выставке комментариев от неё нет. Это совершенно никак не относится к кураторский работе, а просто элемент для читателей о случайном жителе.

      Мне очень жаль, что вы неверно расценили комментарии Луизы, ещё больше, что Вам не понравилась работа. Повторюсь, что никогда прежде ни один музей не запрещал работать с материалами и выступлениями пресс-релиза.

      Я указала в статье, что работа музеев совместная, как вы хотите изменить это упоминание? Напишите, пожалуйста.

      Можно добавить, что материал частично подготовлен на основании речи куратора выставки и какие-то дополнения от вас, например.

      Вы можете написать свои предложения на почту art@porusski.me
      С уважением, Анна Астафьева

    • Аноним

      Дамиля, слова на открытии мероприятий и используют в дальнейшем для написания статей, это обычная практика. В самом начале указано, что экспонаты предоставлены музеем Дагестана. Вас сильно задело, что вас не взяли в проводники? Это личный выбор автора. Автор текста статьи – Анна, основываясь где-то на ваших фразах, где на своих впечатлениях, исторических справках. Какие вообще претензии) Смешно.

    • Аноним

      Добрый день, Дамиля! Большое спасибо за проделанную работу, выставка потрясающая и в музее Востока является просто жемчужиной, в данный момент.
      Я была приглашена на пресс-релиз в музей и естественно использовала все услышанное для статьи, также использовала другие материалы открытого доступа и получила несколько правок от самих кубачинцев. Я указала в статье, что музей Востока проделал эту работу совместно с музеем Дагестана, с радостью готова указать, что вы были куратором и добавить что-то от вас.
      Слова про фроттажи не коментарий Луизы, нигде это и не написано. Ее комментарии только о своей семье и обычаях, по выставке комментариев от неё нет. Это совершенно никак не относится к кураторский работе, а просто элемент для читателей о случайном жителе.

      Мне очень жаль, что вы неверно расценили комментарии Луизы, ещё больше, что Вам не понравилась работа. Повторюсь, что никогда прежде ни один музей не запрещал работать с материалами и выступлениями пресс-релиза.

      Я указала в статье, что работа музеев совместная, как вы хотите изменить это упоминание? Напишите, пожалуйста.

      Можно добавить, что материал частично подготовлен на основании речи куратора выставки и какие-то дополнения от вас, например.

      Вы можете написать свои предложения на почту art@porusski.me
      С уважением, Анна Астафьева

Комментарии для сайта Cackle

Еще статьи этого автора

Жизнь
Искусство нового формата: T Lates в Новой Третьяковке
Необычная вечерняя прогулка по музею и перформанс группы «АИГЕЛ»
Жизнь
Бурятская мелодия: резчик по кости Бато-Мунко Чимитов
История о том, как простой бурятский юноша стал признанным мастером косторезного искусства
Жизнь
Узбекистан вчера и сегодня в Ленинке
Российская государственная библиотека (РГБ) способна приятно вас удивить в нынешнем октябре. Во-первых, для людей непросвещенных