Петербургскому театру Fulcro (с ударением именно на первый слог) 2 октября исполнился год. Из желания вчерашних выпускников актерского факультета РГИСИ делать что-то своё он вырос в место, привлекающее большое внимание. Сейчас публика примерно одного возраста с актёрами приезжает на завод в промышленной части города, чтобы увидеть спектакль «Наш класс». Тот, что прославил актёров еще на сцене учебного театра «На Моховой».
Недавно в стенах бывшего завода «Степан Разин» состоялась премьера спектакля «Ничто. Nihil» по текстам поэм «Облако в штанах» и «Человек», а также трагедии «Владимир Маяковский». В создании спектакля принимали участие художник Михаил Заиканов, хореограф Анна Закусова и композитор Илья Symphocat.
Мы вместе с режиссером Дарьей Шаминой постарались познакомиться поближе с проектом, его репертуаром и попробовали понять, стоит ли его узнать лично.
Репетиции в зуме
Октябрь 2020 года — не самое лучшее время для образования театральной труппы. Именно в разгар пандемии проект Fulcro начал своё существование.
Дарья Шамина, куратор проекта:
«Летом 2020 года мы пошли по суперавантюрной дороге. Актёры истосковались по работе, я тоже стремилась завершить цикл бесконечных репетиций в Zoom. Ребята выпускались [из РГИСИ – Прим. Ред.] в непростое ковидное время, но очень хотелось жить, куда-то двигаться, продолжать учиться. Почти случайно мы попали в пространство нашей будущей штаб-квартиры, и всё закрутилось. Театр на заводе — идея, мягко говоря, не новая, но для нас всё было в новинку».
Большой кредит доверия
На некоторые спектакли театральной компании билеты практически не достать. Например, чтобы попасть на маршрут «Страх» нужно очень внимательно следить за обновлениями в социальных сетях театра. Возможно, дело в том, что молодых зрителей в первую очередь интересует личность одного из актёров – Сергея Горошко, который сыграл в фильме «Майор Гром: Чумной Доктор».
«Мы пока знакомимся со своей аудиторией. Многие зрители пришли к нам из мира кино и комиксов и остались. Для них кинематограф стал точкой входа не конкретно в наш театр, а в театр вообще. Это большая ответственность, большой кредит доверия. Мы много об этом говорим с командой.
Однажды у нас спросили: “А вы вообще театр, или что это?” И это фантастика, это очень крутой вопрос. Было бы классно знать, что зрители на самом деле думают о том, что мы делаем. Что получается, а что — нет».
Смешные деньги и хаотичная энергия
Благодаря быстрому взлёту проект легко вышел на самоокупаемость. Хоть и начинался с взятых у друзей в долг денег.
«Мы стартовали со смешной суммой в кармане и очень большой хаотичной энергией. Такое чувство, что мы затеяли всё это в небольшом карантинном отчаянии. Сейчас начали потихоньку закрывать долги. На это повлиял успешный перезапуск “Нашего класса”, в котором театру очень помог Региональный Еврейский конгресс. А также большая работа наших продюсеров — Евгении Петровской и Дарьи Вернер из компании “Второе действие”. Всё это время они пытаются структурировать хаос».
В Fulcro нет художественного руководителя. Вернее, каждый из участников и есть соавтор театра. Так 14 актеров и режиссер Дарья Шамина решили ещё в институте, где учились у своего мастера Вениамина Фильштинского строить рабочие отношения на равных:
«Мы стараемся придерживаться горизонтальной системы связи, учимся взаимодействовать в ней. Театральное образование в России, насколько лично я с ним сталкивалась, построено по большей части вертикально. Мы, впрочем, сами вышли из этой авторитарной среды. Притом, что у нас в мастерской было всё не так “вертикально”, как в других. Вениамин Михайлович даёт свободу актерам. Я уверена, что каждый должен понимать, какую ответственность он может на себя взять, и нести её по-честному.
Например, перед открытием прошлой осенью был ад. Мы не успели справиться с потоком, и с разделением ответственности всё было очень плохо. Мы не знали, что делать, и Даша Вернер сказала пришедшему к нам администратору: “Ты видишь, всё падает? Поднимай!”. Это выражение, кажется, запомнили все».
Театр про катастрофы…
У Fulcro необычный набор тем для спектаклей. Вернее, тема всего одна — катастрофы человечества. В постановках актёры вместе со зрителями исследуют её с точки зрения исторического процесса и наблюдают, как она отражается в культуре.
«Нам нет еще года и, разумеется, мы сами не очень понимаем, кто мы и куда вообще идём. Никогда нельзя выбрать пьесу или материал рационально. Это так не работает. Я глубоко убеждена, может быть, наивно, что если ты подключаешь только голову, а в сердце у тебя обезьянка монотонно колотит в барабанчик, ничего не выйдет.
Мы с ребятами всё время чего-то или кого-то поджидаем: тему, материал, людей, в которых нам суждено влюбиться. Один критерий: есть мурашки — нет мурашек. Так про всё.
Даже немножко смешно, что в результате всё складывается вокруг катастрофы. Может быть, мир провоцирует. У нас нет желания бесконечно твердить об ужасах, просто хочется ну хоть чуточку разобраться. Вполне возможно, что пройдет год, два или пять — это изменится, и мы займемся чем-то другим».
… и любовь
Недавно ученые провели исследование, доказывающее, что посещение театра повышает уровень эмпатии. Присутствие на постановках заставляет испытывать эмоции, которые человек не почувствовал бы в своей обычной жизни в силу разных обстоятельств. Все театры стремятся влиять на чувства своих гостей. Но не каждый при этом стремится позаботиться о своих зрителях в этом опыте.
Соавторы театра Fulcro открыто говорят на жёсткие темы жёсткими словами. Единственное, чего они стараются избегать — случайного насилия друг к другу и к своему зрителю.
Фото: Валерия Быкова (маршрут Сила)
ЮЛЯ ЯКОВЛЕВА
Журналист, филолог, рекламист. Может подготовить материал даже тогда, когда все устали и спят, — а также на бегу, на лету, на скаку и вплавь.