4 июля в Новой Третьяковке завершилась выставка ARTSUMMER XXI, на которой было представлено около пятисот работ пятидесяти современных русских художников. Разумеется, все мы крепко уважаем классиков; но эта выставка лишний раз напомнила, что прошедшего времени для искусства не существует.
Именно поэтому эта статья и выходит постфактум: мы постарались собрать здесь имена и работы тех, кто здесь и сейчас определяет будущее российского арт-сообщества.
Реализм, символизм, традиции
Творческая династия Смирновых — одна из самых заметных фамилий, представленных на выставке. Работы Александра Максимовича Смирнова, академика Российской Академии Художеств, сочетают в себе не только классический академизм и импрессионизм. Нельзя просто взять и написать полотно; символизм этом случае только дополняет творческий почерк Смирнова-старшего.
Марк Александрович Смирнов, чьи картины также были представлены на ARTSUMMER XXI, пишет пейзажи с натуры, много путешествует, исследуя и запечатлевая мир. Его серия картин, написанных в Китае, где им с отцом была дана возможность посещать закрытые монастыри Поднебесной, особенно западает в душу. Некоторые его работы уже можно смело называть историческими: они были созданы в провинции Ухань в 2020 году.
У Смирновых есть своя галерея на Крымском валу. Там можно внимательно изучить пейзажи, портреты, жанровые картины, религиозно-символические композиции и познакомиться с очаровательной Дарьей Смирновой.
Импрессионизм
Импрессионизм на ARTSUMMER XXI был представлен масштабными работами Михаила Шиханова-Кублицкого.
Чёткость изображения в импрессионизме присутствует только если полотна воспринимать издали. Вблизи любая картина в этом стиле будто исчезает; на первый план выходят мазки, краски, яркость цветов. Говорят, что широкая общественность лучше всего воспринимает и покупает пейзажи, особенно те, что выполнены в голубых, желтых и зелёных тонах. У Шиханова-Кублицкого есть целая серия работ, созданная в этих комфортных и способствующих созерцанию цветах.
Важно отметить, что Михаил занимался монументальной живописью и участвовал в росписи Крестовоздвиженского храма, входящего в ансамбль Толгского монастыря, часовни Александра Невского и храма Вознесения Господня в Сербии. Если вам близки его работы, загляните в его галерею в Романовом переулке.
Систематизм
Систематизм – направление относительно новое и при этом очень понятное визуально. По сути, это минималистичное искусство с дополнениями в виде вложенных в полотна сакральных мотивов и идей. По мнению систематистов, весь мир можно разложить на три уровня простых элементов — на круг, квадрат и треугольник. Эти простейшие фигуры и составляют основу любого вида искусства.
На ARTSUMMER 2021 один из залов был отведён под творчество Андрея Верещагина, работающего именно в этом стиле.
Для того, чтобы лучше вникнуть в триединство систематизма, Верещагин рекомендовал к прочтению монографию доктора философских наук, профессора Е. П. Борзовой «Триадология». Сам художник при этом — талантливый лектор, способный увлечь любого слушателя.
В своём стиле
Персональный зал на выставке был у Александра Беридзе и его экспрессивного абстракционизма. Художник окончил Тбилисскую Академию Художеств и прекрасно знаком с классической школой абстракции, что позволило создать свой индивидуальный стиль под названием “ментальный фигуратив”. В 2016 году французские ученные обратили внимание на то, что в работах Беридзе визуализирован мыслительный процесс. Это, в некотором роде открытие, вдохновило многих научных деятелей на тщательное исследование его творчества.
Александр родился в России, но уже давно проживает во Франции, где создает визуальные концепции для известных брендов, принимает участие в европейских и американских выставках, его работы продаются на аукционах и становятся частью домашних коллекций.
На стыке течений
Более сложный для неподготовленного зрителя абстрактный экспрессионизм на выставке представлял Игорь Литвинов. Из названия очевидно, что данное направление сформировалось благодаря сочетанию двух течений в живописи. Абстракционизм, по мнению художника, пока ещё плетётся в хвосте российских арт-предпочтений — что несколько странно с учётом того, что пионером этого направления был ещё Кандинский.
Игорь Литвинов умеет просто и понятно говорить об отличиях абстракционизма и экспрессионизма, но находит их точку пересечения во внутренней энергии художника и его абстрактном мышлении (чем сильнее и глубже абстрагируешься от действительности, тем ближе финальная версия твоей творческой работы).
Такая живопись нацелена на ваше личное восприятие и на чувства, которые рождаются внутри вас. Эмоции могут быть любыми, не браните себя. Например, Станислав Садальский, побывав на выставке, прокомментировал у себя в Facebook одну из картин следующим образом: «Например, на картине Игоря Литвинова мои целомудренные подруги разглядели лишь Спасскую башню, а мы, испорченные пацаны, – черные сиськи в Кремле».
Художник с актером согласился, что делает честь его самоиронии.
Крупный формат на стыке стилей не побоялась освоить молодая художница Екатерина Комбарова. Работая в технике абстрактного импрессионизма, она исследует психологию женщины. Свой бренд одежды позволяет Екатерине на практике изучать как цвет влияет на настроение и ощущения женщины. Екатерина позиционирует себя, как русский художник, часто используя в своих работах изображения коней, как символ России.
В сказочной трилогии о становлении женщины также использованы те самые созидающие цвета, которые действительно дарят добрые и тёплые впечатления от её работ.
Художница Ксения Флейшер транслирует через картины внутренний мир человека. Возможно, полотна Ксении могут иметь и терапевтический эффект. Главная цель Ксении — показать, что люди не одиноки и любая, даже самая тяжелая эмоция – это нормально.
Стоит отметить, что экспонаты ARTSUMMER XXI прошли достаточно строгий кураторский отбор; помимо очевидной художественной, некоторые из них уже сейчас представляют и музейную ценность. Остаётся только благодарить участников выставки и выразить признательность Василисе Литвиновой за возможность увидеть и услышать трактовки работ из уст самих художников, — и выразить надежду на то, что мы ещё услышим много новых имён, пока не вписанных в учебники по истории искусства.