Дополненная реальность (или просто AR – сокращение от «augmented reality» на английском) — это способ соединить вместе реальный и цифровой мир при помощи технических средств. Для того чтобы увидеть объекты в режиме дополненной реальности, не нужно вживлять под кожу чипы или загружать сознание в матрицу. Вам понадобятся только телефон или планшет с доступом к интернету и программа-браузер для просмотра в режиме AR.
Эти технологии давно используются в строительстве и инженерном деле, в науке при проведении расчётов или моделировании событий и даже в медицине. Сегодня мы рассмотрим примеры того, как дополненная реальность работает с искусством.
Музеи и выставки
Одна из самых частых областей применения дополненной реальности — музейное дело. Суть здесь не только и не столько в том, чтобы дать людям больше мотивации ходить в музеи, превратив весь процесс в игру. Любое дополнение воспринимаемой реальности в данном случае — это добавление новых слоёв информации, которые невозможно было бы увидеть невооружённым глазом. Это могут быть и информационные справки со ссылками, которые банально не влезли бы на привычные нам таблички, и «оживление» экспонатов, и даже интерактивные игры и головоломки. Музей здесь ограничивает только уровень задействованной технологии и программного обеспечения.
С помощью AR-технологии можно не только добавить контекст к уже существующим предметам, но и вернуть утерянное или уничтоженное. Так, одно из самых громких (и до сих пор не раскрытых) музейных ограблений стало толчком к разработке проекта Hacking the Heist. Этот проект позволяет увидеть утраченные полотна Рембрандта с помощью дополненной реальности, в то время, как в самом музее висят пустые рамы.
Обучение
Яркий пример такой разработки — приложение SketchAR, разработанное командой под руководством Андрея (Adno) Дробитько. Андрей вплотную занимался стрит-артом, поэтому изначально приложение создавалось для профессиональных художников, чтобы облегчить процесс переноса эскиза на стену. По словам разработчиков, в проекте было «больше исследовательской работы, чем разработки». На данный момент программа не просто отслеживает линии, которые рисует пользователь, но и даёт пошаговые подсказки. В приложении есть виртуальные помощники, которые дают свои советы и комментарии.
Режим для профессионалов, впрочем, тоже присутствует. Пошагового сопровождения в нём нет, и он ориентирован именно на перенос изображений на вертикальные поверхности.
Улица
Видео: Владимир Абих, «Иллюзия бесконечного одобрения»
Но один из самых интересных проектов — разработка лидера арт-группы «Явь», Анастасии Владычкиной. Речь о приложении AR Hunter.
Изначально AR Hunter был создан из-за возможной цензуры и неодобрения властей. Некоторые из запланированных «Явью» работ были посвящены «острым» темам, и члены арт-группы понимали, что в обычной реальности их создание никогда не согласуют. Так появилась идея создать работы в режиме AR.
Приложение работает не как отдельная и ориентированная только на одну арт-группу программа, а как агрегатор дополненной реальности. Первая версия была выпущена осенью прошлого года. В данный момент AR Hunter обновлён: в его базы внесён стрит-арт не только Санкт-Петербурга, но и Москвы и Подмосковья, Нижнего Новгорода, Екатеринбурга, Таганрога, Нижневартовска. В меню приложения можно найти проект «знаки»: это привязка работ стрит-артеров к шестнадцати наиболее встречающимся дорожным знакам, которые выглядят одинаково не только в России, но и, например, в Казахстане или Беларуси.
Но самая главная функция AR Hunter — это то, что через приложение можно увидеть уже закрашенный стрит-арт на пустой стене. Фактически эта программа дарит уничтоженным работам настоящее цифровое бессмертие.