Мы сдали билеты, завели аккаунты в онлайн-кинотеатрах, нашли в «Инстаграме» любимые театры. И остались дома. В борьбе с тревожностью, решая ком рабочих вопросов, мы составили план просмотров (и выполнили лишь какую-то его часть), поделились ссылками с друзьями, научили родителей и приготовились к тому, что больше не нужно бежать после работы, ворчать на высоких людей, а можно прихлебывать чай и жевать булки, сидя в пижамке за ноутбуком. Театр не оставил нас без поддержки, предоставив возможность увидеть архивные спектакли или даже записи текущего репертуара. Более того, в записи можно разглядеть эмоции актеров лучше, чем с первого ряда, и значительно лучше, чем с 20-го с биноклем. Но надо быть честными друг с другом: какая-то магия исчезла.
Наконец, хорошая новость – с первого августа власти Москвы разрешили открыться театрам при условии заполнения не более половины зала. Этим разрешением воспользуются не многие театры, так что в общем и целом сезон откроется, как обычно, в сентябре. Но будет ли он обычным? Чего мы ждем от этого постсезона?
В первую очередь мы ждем того, чтобы этот сезон был. И был у всех театров, которые мы любим. Не секрет, что театры сильно пострадали с экономической точки зрения, так что надежда только на субсидии и любовь зрителей, пусть даже и с 50-процентной заполненностью. Но мы же готовы?
Во-вторых, – и это тоже вообще не откровение – нам очень и очень хочется, чтобы ничего не изменилось. Чтобы не пропали из репертуара любимые спектакли, были сыграны обещанные нам к весне 2020 года премьеры, чтобы можно было купить бумажную программку и сделать с ней фото. Мы скучаем по возможности неспешно фланировать по вестибюлю, искать портреты любимых актеров на стенах, обсуждать с друзьями (вживую!) свои ожидания от спектакля и в тысячный раз фотографировать любимые люстры. Это тоже часть магии театра, возвращения которой мы ждем в постсезоне.
И последнее, но самое важное, что мы ждем от театра в постезонах, – мы ищем помощи и поддержки в том, как пережить и осознать этот странный и ни на что до этого не похожий опыт. Надо признать, что театр любят не за «свет и простоту», а за возможность вскрыть то, что болит, но чему мы сами не нашли названия. Мы ждем пьесы и спектакли про «пиры во время чумы», про то, как люди находят пути друг другу, оставаясь дома, или, наоборот, впервые оказавшись наедине с собой, осознают, чем не устраивает выбранный путь.
И очень бы хотелось, чтобы воплощение на сцене получил документально-художественный проект #Помогиврачам, придуманный БДТ и журналом «Театр», к которому впоследствии присоединились как театры, так и отдельные актеры. В рамках акции артистами страны было прочитано более 300 подлинных монологов врачей. Это действительно хроника той войны, в которой большая часть людей не участвовала, ее обязательно нужно сохранить, осмыслять и воплощать, эти истории не потеряют своей актуальности через год и даже через десять лет, потому что это про жизнь и боль, ради которой мы и ходим в театр.
Сезон 2020-2021, мы ждем! И мы готовы!