Отношение к стрит-арту как у нас в стране, так и в мире очень двоякое. Кто-то до сих пор считает уличную живопись хулиганством и вандализмом. Тем не менее улицы для нас всё чаще становятся аналогом картинной галереи. Иногда это очевидно согласованные с властями монументальные работы в специально отведённых для этого местах, иногда это полулегальные росписи подворотен, о которых знают лишь посвящённые, а есть и действительно хулиганство. Но бессмысленно считать стрит-арт просто чем-то, что на заборе написано. Это сложное, наполненное смыслом искусство, которое тоже надо учиться понимать и узнавать.
Речи о том, чтобы выделить из современных художников, работающих в жанре уличной живописи, десятку лучших, семёрку самых известных или тройку лидеров, не идёт. Стилистика, техника, смысловая нагрузка, заложенная в работы, у каждого из авторов настолько своя и уникальная, что сравнивать их нет смысла.
Поэтому в нашем материале — просто пять уличных художников. Навскидку. Как есть.
Покрас Лампас
Пожалуй, один из самых узнаваемых по стилю и технике современных художников, которого с большой натяжкой можно назвать именно стрит-артером. Направление, в котором он работает, получило название «каллиграфутуризм». Покрас экспериментирует со словами, геометрией, символами из разных алфавитов, комбинируя их между собой и вписывая в новые формы. Одна из самых известных его работ – роспись крыши «Красного Октября», которую художник выполнил в 2015 году. Это единственный объект искусства в России, который видно из космоса, и самая большая каллиграфия в мире.
Владимир Абих
В попытке описать стиль этого художника тянет прибавить к слову «искусство» приставки «пост» и «мета». Абих получил образование в области кинорежиссуры и современного искусства, и его работы находятся на границе между медиа, инсталляцией и стрит-артом. Искусство Абиха лаконично. Узнать его работы можно скорее не по стилистике, а по смысловому содержанию. Зачастую это ёмкая игра слов, обретающая особое значение только в предложенном художником контексте, или ироничное размышление на тему влияния виртуального на объективную реальность.
Ivan Ninety
Молодой художник из подмосковного Протвино не ограничивает себя ни в стиле, ни в технике, и при этом всё равно остаётся узнаваемым. Ivan Ninety работает и как иллюстратор, и как коллажист, часто используя для добавления текстурности своим работам самые разные материалы. Если вы видите вписанную в город композицию, похожую на склеенные между собой вырезки из журнала, обрывки винтажных обоев и цветной бумаги и проросшие сквозь это цветы и геометрические формы, – это Ivan Ninety.
Андрей Бергер
Бергер, также работающий под псевдонимом Aber, по сути, превратил искусство, которое многие привыкли считать хулиганством и вандализмом, в прибыльный бизнес, не потеряв при этом ни стиля, ни эстетики, ни идеологии. Основанное им FGA (First Graffiti Agency, Первое Граффити-Агентство) – одно из самых успешных творческих объединений стрит-артеров в России. Личный почерк Бергера – тонкие, подчёркнуто графичные линии, искажающие и преобразующие пространство.
Зачем
Легендарная и до сих пор сохранившая анонимность группа. Нет данных ни о точном числе участников, ни об именах, ни об идеологии. «Зачем» – это воплощённая анархия, хаотичная по определению. Узнать их среди прочих стрит-артеров проще всего: их искусство в буквальном смысле выражено одним словом. Уровень вкладываемой в него иронии можно оценить на простом примере. На фото ниже – реакция «Зачем» на испорченную вандалами работу Покраса Лампаса и Андрея Бергера.
Единственное, что на самом деле качественно отличает уличное искусство от традиционной живописи, это его беззащитность. Никому в голову не придёт закрасить полотно Васнецова или разрушить стену с росписью Врубеля. Никто не потребует убрать с глаз долой работу Шишкина просто потому, что она находится не в специально отведённом для неё месте. А заштукатурить несогласованный портрет Бродского может каждый.
Пока эта ситуация не изменится, нам остаётся только чаще смотреть по сторонам, когда идём в магазин, на работу, выносить мусор. И успевать замечать живопись, внутри которой мы фактически живём.