Иконопись, искусство передвижников и авангард — ключевые этапы в развитии русской живописи. Сегодня выясним, в чём особенность каждого из них.
Начало пути
В XV–XVI веках Средневековье сменялось Возрождением, и пока европейские художники переживали культурный расцвет, русские оттачивали мастерство иконописи. Во время своего приезда в 1911 году Анри Матисса так поразили иконы в Третьяковской галерее, что он посетил несколько московских соборов. Иконопись Матисс назвал «истинно большим искусством».
«Я счастлив, что, наконец, попал в Россию, – говорил художник, – я жду многого от русского искусства, потому что я чувствую, что в душе русского народа хранятся несметные богатства; русский народ еще молод. Он не успел ещё растратить жара своей души».
В эпоху Нового времени русское искусство стало быстро набирать обороты — этому способствовали фольклор и иконопись.
Россия догоняет мировое искусство
В 1874 году состоялась первая выставка импрессионистов, в 1871 – передвижников. У них был похожий посыл: искусство отказывается от навязываемого академизма. В этот момент пути русского и западного искусства пересекаются.
У русской живописи появляется национальный характер. Достаточно вспомнить произведения ярких представителей искусства передвижников: Сурикова и Васнецова.
Критик Сергей Маковский отмечал: «…Новый дух прорывается везде в образах Васнецова. Он перетолковал художественные традиции по-своему со всей непокорностью самостоятельного таланта; совершил волшебство… Васнецов, соединив народный сказочный элемент с древними формами, вдохнул в византийское искусство новую жизнь. Наш народ – сказочник по натуре; он проникнут суеверием преданий и легенд, стремлением к чудесному…».
Законодатели искусства
В начале ХХ века Кандинский и Малевич заложили основы авангарда. Это время расцвета русского искусства: появляются новые направления в живописи и художественные объединения, каждый художник стремится создать своё течение.
В 1908 году Кандинский переезжает в Германию и делает искусству «прививку» новаторства. Он создаёт художественную группу «Синий всадник». Вокруг него собираются сотни подражателей и учеников. Кандинский выступал за идею синтеза искусств, соединяя живопись и музыку. Он создавал сценические постановки с танцами и пантомимой, в либретто которых была подробно записана световая партитура. Кандинский давал постановкам говорящие названия: «Зелёный звук», «Жёлтый звук». В картинах он использовал энергичные цвета и пастозные мазки, создавая ощущение движения, кипящей энергии. Влияние русских художников на тот момент огромно. Они – законодатели искусства.
Подробнее о том, как развивалась отечественная живопись и почему Россия стала законодателем мирового искусства, вы сможете узнать на онлайн-курсе «Гид по русскому искусству».
Культурная платформа «Синхронизация» Синхронизация – наш любимый способ познания окружающего мира. Мы разрабатываем и проводим лекции о кино, архитектуре, науке и многом другом.