Русский художник, архитектор, мастер исторической и фольклорной живописи, основоположник неорусского стиля. Сложно переоценить вклад В.М. Васнецова в развитие русского изобразительного искусства: от передвижников был сделан шаг к модерну.
Однако всем, кто привык видеть прекрасные картины В.М. Васнецова в залах Третьяковской галереи или Русского музея, не всегда известно, что это лишь часть, хоть и весьма значительная, творчества великого художника.
Родился Васнецов в семье священника в Вятской области (тогда – губернии). Как и многие художники, проявил интерес к живописи весьма рано, а позже, даже обучаясь в духовной семинарии, брал уроки у гимназического учителя рисования. Отец, видя талант сына, разрешил Виктору, а потом и младшему сыну Аполлинарию, бросить семинарию на предпоследнем курсе и поступать в Императорскую Академию художеств в Санкт-Петербурге. Религиозность и благочестие станут одними из положительных качеств, приобретенных в отчем доме.
Рассказывают, что Васнецов был весьма неуверенным в себе человеком. По одной из легенд, он настолько не верил в свое поступление в Академию художеств, что даже не стал смотреть результаты экзаменов. Письмо о зачислении затерялось и нашло адресата не сразу.
С 1867 года по 1968 год Васнецов обучается живописи у И.Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художников. В 1868 году В.М. Васнецов становится студентом лучшего на тот момент художественного учебного заведения в стране. За годы (1968-1975) своего пребывания там он обучается у И.Е. Репина, знакомится со многими талантливыми художниками и получает три серебряные медали. Виктор Михайлович очень заботится о творческой судьбе брата, он приезжает в Вятку и ищет ему педагога по рисованию, коим стал ссыльный польский художник Э. Андриолли.
Уже в 1969 году Васнецов в возрасте 21 года участвует в крупных выставках и экспозициях Академии художеств, а потом и общества передвижников, а также становится членом Товарищества передвижных художественных выставок и Абрамцевского художественного кружка.
В 1876 году (по некоторым данным, не окончив Академию художеств) В.М. Васнецов отправляется в Париж за новыми впечатлениями. В этот период написано много не столь известных широкой публике, но при этом не менее прекрасных и утонченных жанровых картин – «Цветущая изгородь», «Калитка», «Женская фигура в рост фоне изгороди». В том же году был написан в красках (эскиз карандашом возник в 1871 году) первоначальный вариант одной из самых известных работ автора, «Богатыри», которая принесла художнику невероятный успех на персональной выставке в 1899 году.
«Богатыри»
В.М. Васнецов работал над картиной более 20 лет (1881–1898). Когда 23 апреля 1989 года она была завершена, её сразу же приобрел для своей галереи П.М. Третьяков. И даже после этого художник иногда приходил в зал с палитрой и что-то доделывал на полотне.
Первый карандашный эскиз, возникший в 1971 году, очень понравился В.Д. Поленову, а простосердечный Виктор Михайлович даже хотел его подарить. Поленов предложил известную сделку: «Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше». Художник выполнил все условия.
Исследователи полагают, что основному варианту предшествовало не менее 13 пейзажей, набросков и этюдов. Васнецов тщательно прорабатывал характеры былинных персонажей, уделял много внимания цвету и свету.
Одним из прообразов для Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, которого художник изобразил на этюде в 1883 году. Других натурщиков Васнецов находил прямо на улице, просил позировать ему извозчиков и кузнецов. Сила персонажа показана через детали: даже палица «сорока пудов» не сгибает правой руки, а коня может удержать только цепь.
Самый опытный из товарищей, Добрыня Никитич – собирательный образ отца, дяди и самого художника, сравните! Есть версия, что натурщиком был Поленов. Прототипом Алёши Поповича стал сын Саввы Мамонтова, Андрей.
Для В.М. Васнецова эта картина была одной из самых главных в творчестве. Работая над ней, он чуть не отказался расписывать Владимирский собор в Киеве. Однако успел всё.
Серия картин-иллюстраций к народным сказкам
Самыми популярными являются картины В. Васнецова на сюжеты русских народных сказок. Это и печальная, но не отчаивающаяся «Алёнушка» (1881 г.), и несущийся с драгоценной ношей в руках из мира мертвых в мир живых «Иван-царевич на Сером волке» (прототипы царевны – кузины «Девочки с персиками», 1889 г.), и нежная «Снегурочка» (прототипом стала Сашенька, дочь С. Мамонтова, 1899 г.), и словно летящий в нереальном мире «Ковер-самолет» (1880 г.), и ряд других, не менее прекрасных картин. Их вы сможете увидеть в Третьяковской галерее на выставке «Русская сказка. От Васнецова до сих пор», которая проходит в Западном крыле Новой Третьяковки (Крымский вал, 10, вход со стороны Садового кольца). До 10 мая вы можете насладиться миром волшебства, тем более что пространство оформлено в сказочном стиле, тут тебе и медведь лежит, и деревья растут прямо из пола, и рыбка золотая парит в воздухе, и современная действительность удивляет интерактивность. Ведь выставка заявлена как путешествие между мирами классического и современного искусства, кинематографа и фольклора.
Росписи Владимирского собора в Киеве
В 1885 году В. Васнецов был приглашен расписывать собор в Киеве в числе лучших художников – М. Врубеля, М. Нестерова, А. Сведомского. Взявшись за эту работу, Васнецов посвятил ей десять лет своей жизни. Он вложил в нее всю страсть и «тревогу» своей души, в ней он попытался воплотить свой эстетический идеал создания искусства большого стиля, вернувшегося из замкнутого мира коллекций и музеев туда, где оно могло служить массе простых людей в их повседневной жизни. Уникальный стиль живописца заметен сразу – вот и глаза Алёнушки, а здесь черты богатыря на иконе.
В конце XIX века Васнецов всё больше увлекается религиозной темой, его кисти принадлежат и росписи Спаса на Крови в Санкт-Петербурге и Храма Рождества Иоанна Предтечи на Пресне.
В 1893 году В.М. Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
Важно не забывать, что Васнецов был талантливым архитектором. В Москве можно встретить спроектированные им здания.
Дом-музей художника в переулке Васнецова, 13. Художник сам придумал проект дома в неорусском стиле, сочетавшем элементы древнерусского зодчества и модерна. Первый этаж выстроен из массивных бревен, крыльцо украшено изразцами, колонками-«дыньками» и рельефами, под карнизом изразцовый фриз, а окна украшает лепнина и резные наличники в виде кокошников. Здесь Виктор Михайлович жил с 1894 г. по 1926 г. Стоит такой теремок и ждёт посетителей, чтобы показать свои богатства — более 25 тысяч экспонатов, включая живопись, антикварную мебель и предметы быта.
В 1912 году В.М. Васнецову было пожаловано пожизненное дворянство (в официальной формулировке «дворянское Российской империи достоинство со всем нисходящим потомством»).
Художник всегда вел насыщенную работой и скоромную жизнь. У него было 5 детей с супругой, Александрой Владимировной Рязанцевой, которая стала первой женщиной-врачом, что само по себе было редкостью для того времени. До последнего дня В.М. Васнецов жил в тихом переулочке Москвы и был похоронен на Лазаревском кладбище.
В завершение хочется акцентировать внимание на отличительных чертах творчества – это светлый, но строгий образ всех работ художника. Аскетичность и доброта в произведениях живописи возникают как следствие удивительного трудолюбия, глубины мысли и постоянной внутренней работы.
Из воспоминаний князя В.Н. Тенишева: «Как-то князь спросил В.М. Васнецова, много ли портретов он написал. Художник ответил: “Нет, немного, но могу с гордостью похвалиться, что ни одного я не написал за деньги, особенно с друзей”».