Ваше сообщение успешно отправлено!

Фильм «1917». Мнение редакции

Военная драма, снятая одним планом

«1917» – фильм режиссера Сэма Мендеса о двух днях Первой мировой войны. Западный фронт, британский генерал поручает капралу Блейку и его товарищу по оружию опасное задание. Они должны через вражескую территорию доставить приказ во 2-й Девонширский полк, чтобы более полутора тысяч солдат, включая брата капрала, не попали в ловушку немцев при наступлении.


Анастасия Миролюбова, редактор; автор Porusski.me

«Фильм «1917» – фаворит американского Rolling Stone, британской букмекерской конторы William Hill и других видных аналитиков – остался без заветного «Оскара». И я такой исход считаю честным и верным. Это не значит, что фильм не стоит смотреть. В моем мире есть категория «хорошего одноразового кино» – такое годится, чтобы приятно провести вечер, но к нему вряд ли захочется вернуться. «1917» – одна из таких картин.

Созданный для большого экрана фильм с реалистичными декорациями, впечатляющим звуком и операторской работой приковывает внимание и вновь возвращает к мысли, что война не только про подвиги, отвагу и награды, но про грязь, отвращение и страх. К сожалению, главное послевкусие этой сентиментальной военной истории: когда-то я все это видела.

Во-первых, вспоминается «Спасти рядового Райана» (который, по иронии, в 1999-м также остался без главного «Оскара», но получил награду в других номинациях). Миссия, которую любой ценой необходимо исполнить, похоронка для матери, жернова войны, перемалывающие людей и захватывающие новых жертв, – ключевые точки пересечения кинокартин.

В фильме Мендеса нашлось место не только грязным окопам, разлагающимся трупам и батальным сценам. Пасторальные пейзажи с бескрайними лугами и цветущими вишневыми садами – короткий фрагмент мирной жизни молодых ребят, которые полны планов и не готовы умирать. Но ведь и это было в мировом кинематографе. «Моя земля», фильм 2015 года совместного производства Германии и Дании, в котором немецкие военнопленные, мальчишки 18-19 лет, разминировали побережье Северного моря. И едва ли многим было суждено вернуться домой.

Если вы следите за новинками проката и обладаете хотя бы средней насмотренностью, то «1917», увы, не станет открытием и ничем не удивит. Впрочем, вы сможете продолжить начатый мной список пересечений с фильмами прошлых лет. С другой стороны, быть «в теме», игнорируя столь крупные и высоко оцененные критиками картины невозможно, так что смотрим».


Валерия Гостева, менеджер проектов

«Вообще, так сложилось, что мне не нравятся военные фильмы. Иногда из-за того, что мне в целом не нравится все, что связано с армией, иногда – из-за излишнего героизма/ чрезмерного драматизма, а порой и просто из-за того, что это слишком тяжело. Гораздо легче притворяться, что войн на самом деле не бывает.

Поэтому я сначала и не собиралась идти на «1917», хоть и слышала, что говорили, что фильм хороший. Я думала, что он ляжет на полочку вместе с картиной «Дюнкерк» – полочку фильмов, которые должны быть хорошими, но я посмотрю, «когда будет настроение». Но как-то так сложилось, что сочетание нескольких восторженных отзывов и свободной субботы привели меня в кино. Так вот, я тоже в восторге.

Этот фильм снят и сделан так, что боишься лишний раз моргнуть, лишь бы что-то не упустить. Мне кажется, что в фильме очень круто передано ощущение человека на войне. В том смысле, что ты никогда не знаешь, какой момент будет драматичным, когда произойдет что-то, что может изменить твою жизнь, ну или вообще ее окончить. Вот это общее состояние тревожности не отпускает ни на секунду.

Еще мне нравится, какими обычными были важные моменты – без нарочитого драматизма. К примеру, момент с колючей проволокой или с фотографией на кровати. Особенно хорошо это воспринимается в контексте, когда общая драматичность ситуации просто зашкаливает. Конечно же, все впечатления от «1917» именно такие из-за съемки единым кадром. Как же прекрасно, что есть люди, которые не боятся таких безумных идей и готовы их воплощать.

Единственное, что мне не понравилось, – один cgi-момент, где главный герой падает/плывет по реке, слишком он компьютерный. Но на это вообще можно закрыть глаза, потому что всего один компьютерный момент в фильме с таким продакшеном – что-то невероятное.

После посещения кинотеатра я еще посмотрела на инсайдере видео, как этот фильм снимался, ожидала увидеть кучу зеленых экранов и готовилась впечатляться, до чего дошли технологии, что так красиво рисуется природа. А потом оказалось, что это вовсе не cgi, это просто невероятный сет. И вот видео о том, как фильм делался, меня впечатлило примерно так же (или больше?), как и сама картина.

Короче говоря, фильм ужасно красивый и страшный. Кажется, что заставляет пережить примерно недельную порцию переживаний за полтора часа».


Никита Шувалов, ремонтник очень широкого профиля

«Два часа войны. До просмотра о фильме не слышал практически ничего. Пошел в кино уже после церемонии «Оскар», откуда узнал о его главной фишке. Если хотите краткую рецензию – это было потрясающе, но именно в формате кинотеатра. Испытать заложенный уровень погружения дома, как мне кажется, будет очень проблематично.

Фильм построен как единое полотно с очень хитро спрятанными склейками. Это не самое главное его преимущество, но этим он определенно выделяется среди всего, что я видел ранее. По сути, мы проживаем 2 часа Первой мировой войны. При просмотре буквально боишься моргнуть, потому как экшен, эмоции и сама история полностью наполняют хронометраж, не давая передышки.

Очень импонировал мне при этом реализм происходящего. Сюжет, декорации, актеры – все создает математически реалистичную атмосферу, не дающую повода сомневаться и вопрошать «Да как так-то, ведь там же…». И на самом деле оно и понятно, ведь сюжет прост – это путь из пункта А в пункт Б, и нет никакой необходимости его усложнять сюжетными коварствами.

Что же касается операторской работы, то меня восхищает проделанный труд. Он, кстати, для меня заключается не только в методе съемки, но и в построении кадров и работе со светом (каждую сцену можно рассматривать и изучать). В голове не укладывается, какое количество моментов были продуманы съемочной группой. В результате получаем эстетический оргазм от киноакадемической картины.

Резюмируя, я бы сравнил этот фильм с трюком, который провернул фокусник у вас на глазах. У него все рассчитано до долей секунды, именно чтобы вы искренне задались вопросом «Как он это сделал?».


Катерина Кулагина, редактор; автор Porusski.me

«Сразу хочу уточнить, что фильмы, в которых война – одна из главных героинь, для меня априори тяжелые. Также именно поэтому объективно оценивать происходящие на экране сложно – слишком много эмоций.

Для российского зрителя тема Перовой мировой в целом немного абстрактна, потому что в у нас события этого периода «слегка» смазаны революцией и Великой Отечественной. Однако для просмотра «1917» быть в курсе хронологии вовсе не обязательно. В центре внимания оказываются два молодых парня, которые уже успели хапнуть с лихвой, просидев несколько лет в окопах. Невозможно не сопереживать героям, на место которых можно легко поставить себя.

Почти весь сеанс я просидела, плотно закутавшись в свитер с головой, – смотрела одним глазом, и было очень страшно. С точки зрения декораций, съемок, костюмов – 10 из 10. Это великолепно! Благодаря приему «снято одним кадром» достигается полное погружение – кажется, что ты там, вместе с этими ребятами пробираешься через колючую проволоку, вражеские окопы и бежишь через горящий город. В некотором роде похоже на компьютерную игру – смотришь очень качественный стрим. Возможно, именно поэтому возникало ощущение, что героям помогает «бог из машины» – ну серьезно, не верю, что может так везти.

Лично для меня этот фильм – антивоенный манифест, в котором в очередной раз заостряется внимание на том, что убивать друг друга, оправдываясь «высшей целью», – ну такое. Не уверена, что он войдет в золотую коллекцию кинематографа, так как в целом довольно вторичен: технические приемы не новы, сюжет из серии «Спасти рядового Райана», тема «война – плохо» поднимается постоянно, но смотреть точно стоит. Во-первых, это красиво, во-вторых, очень эффектно, а в-третьих, ну, ребят, вы вообще много качественных фильмов про Первую мировую видели? Вот и все, так что бегите в кинотеатр».


Кадры из фильма: КиноПоиск.

Смотрю, пишу, читаю, рефлексирую. Пытаюсь найти в себе мир и себя в мире.