Советские и постсоветские дети должны помнить дворовую забаву с милым названием «Секретики», когда что-то очень ценное прячешь под землёй, а потом доверяешь тайну только лучшим друзьям, показывая её через мутное стекло старой бутылки. В метафоричном смысле такими «секретиками» для многих в СССР стало современное искусство, йога, эзотерика и другие «альтернативные» взгляды на мир.
Куратор выставки Каспарс Ванагс и команда «Гаража» собрали в единую смысловую сеть дневники, рисунки, фотографии, самиздаты, произведения искусства и вещи сомнительного назначения.
К примеру, абсурдность советской жизни художник Вячеслав Ахунов представил в двух работах с говорящими названиями «Живи тихо» и «Дыши тихо». В смысл иллюстраций автор закладывает понимание, что жизнь среднестатистического человека в СССР проходила под давлением идеологии и в режиме сдерживания естественных потребностей личности. Установки, если вдуматься, во многом повлияли и на поколение российских миллениалов, чьи родители выросли под влиянием этих трудновыполнимых задач.
Размышления группы ТОТАРТ из серии «Комендантские работы» посвящены «стимулированию добровольного участия в жизни общества», иными словами — круговой поруке. Может, поэтому у нас до сих пор осталось так много «мимокрокодилов»?
Кураторы выставки также показывают видеозаписи с милицейского допроса хиппи, у которого пытаются выяснить, почему молодой человек слушает западную поп-музыку и носит длинные волосы, ведь «сегодня он играет джаз, а завтра родину продаст». Культуру хиппи и борьбу с инакомыслием в «Секретиках» отражает история болезни Валерия Теплышева, которого содержали на принудительном лечении с диагнозом «вялотекущая шизофрения» в рамках так называемой карательной психиатрии.
Отдельная часть «Секретиков» посвящена «мистическому» движению культуры андерграунда. В эпоху застоя то, что сегодня можно назвать хобби, было политически опасным набором практик. Духовное самопознание нонконформистов оформили документами о взаимодействии с восточной философией «Книги перемен», «Тибетской книги мертвых», йогой, групповой психотерапией.
Художник Ян Гинзбург создал для выставки инсталляцию «Комната гениев». Своеобразная «доска почёта» собрала портреты мыслителей и политиков, которые в официальной культуре СССР были признаны носителями мудрости. На одном уровне оказались Брежнев, Одоевский, «наше всё» Пушкин, Петрарка, Островский, Эзоп, Глинка, Ганди…
В конструкциях нонконформистского искусства Армена Бугаяна, Вячеслава Ахунова, Андриса Гринбергса, Риммы и Валерия Герловиных, групп «ТОТАРТ», «Гнездо», «Коллективные действия», «Мухомор», «Перцы» иногда сложно разобраться, но определенно стоит прочувствовать абсурдность обстоятельств, из которых вырос советский андерграунд.
Выставка «Секретики: копание в советском андерграунде. 1966–1985», которая продлится в «Гараже» до 24 мая 2020 года, — часть серии проектов («Перформанс в России: картография истории», «Открытые системы. Опыты художественной самоорганизации в России. 2000–2015», «Холин и Сапгир. На правах рукописи») на основе архивов музея.