Культурная платформа «Синхронизация» – один из наших любимых образовательных проектов. Синхрокоманда придумывает, разрабатывает и наконец-то проводит лекции о кино, истории, живописи, архитектуре, психологии, и это еще не весь список. Как ребята сами любят о себе рассказывать: «Мы хотим изменить разговоры на кухне!». И у них это здорово получается.
Так что если чувствуете нутром, что настало время разобраться, как же все-таки рождаются шедевры, то вам срочно в «Синхронизацию». Лекции, рассказанные с чувством, с увлеченностью, а не нудно на птичьем языке (упаси боже), после которых хочется только одного – скорее лететь делиться с миром своими инсайтами.
В октябре проекту исполнится 4 года, и накануне дня рождения Porusski встретились с сооснователем и CЕО Марией Бородецкой, чтобы узнать, как и положено, за вкусным кофе, историю создания платформы.
Почему квадрат черный? Или как все начиналось
Четыре года назад аналитик и в будущем сооснователь «Синхронизации» Андрей Лобанов был очень далек от искусства, но очень хотел в нем разобраться. Берешь и делаешь – и вот первые лекции на узкий круг знакомых, организованные Андреем, состоялись. Через Facebook нашел искусствоведа Юлию Ширину, с которой они в дальнейшем разработали курс о поэзии и русском искусстве. Сначала собирались небольшой компанией, чтобы самим получить ответы на базовые вопросы из серии: «Почему это шедевр? И вообще, почему черный квадрат – черный?».
Мария: «Мы дружим с Андреем 10 лет. До “Синхронизации” я построила карьеру в рекламе. Все было хорошо, классная команда, интересные проекты, повышения, но в какой-то момент поняла, что больше не могу ходить на работу! Меня начали терзать вопросы, для кого и зачем я все это делаю, я сокрушалась, что не стала врачом :). Через полгода было принято решение уволиться и дать себе полгода подумать, что я хочу делать дальше. В итоге я уехала путешествовать (это было летом 2015 года), а Андрей провел в это время первые лекции».
По возвращении Мария посетила одну из лекций, прониклась идеей проекта и предложила Андрею свою помощь. Состав коллектива был небольшой – всего 5 человек, которые работали неполный день, а лекций в месяц проводилось порядка 10-15.
Мария: «Это были инициатива и энтузиазм в чистом виде, не было понятно, что это мой жизненный путь и миссия, Андрей тоже был в поиске. Тогда у нас не было системы качества и отбора лекторов. Мы не знали, как это делать. С продвижением тоже не сразу задалось: мне казалось, что я всю жизнь проработала в рекламе, сейчас приду и все продам. Я же все знаю! Но вскоре пришло осознание, что придумать проект на 100 миллионов и продать его директору по маркетингу большой компании мне проще, чем продвинуть лекцию на Facebook за 5 тысяч рублей. Это был совсем другой мир! Андрей работал в консалтинге, тоже занимался большими проектами, писал стратегии, но и ему пришлось пересмотреть свои взгляды. Реальный бизнес оказался другим, нежели работа в больших корпорациях».
Ребята пробовали разные способы продвижения и развития. Находили среди друзей специалистов, которые занимались digital-агентствами, задавали им вопросы, советовались. Что-то получалось, что-то нет. На первых порах проект создавался, чтобы в первую очередь удовлетворить собственные потребности и вкус.
Мария: «Одним из первых был курс “Советская архитектура и искусство”. Это очень узкая тема, но тогда мы этого почему-то не понимали, и, естественно, курс слушали я, лектор, Андрей и еще два человека. И так продолжалось довольно долго. Мы были маленькие, и нас никто не знал. У нас не было бизнес-плана, мы не оценивали конкурентный рынок и не искали инвестора. Первый год “Синхронизации” – это история по наитию».
В мае 2016 у основателей было серьезное распутье: с августа 2015 финансового успеха еще не было, выходили в ноль или небольшой плюс. Нужно было понимать – возвращаться в индустрию за нормальной зарплатой и стабильностью или делать все возможное для проекта, чтобы из хобби он превратился в прибыльный бизнес. К этому моменту Андрей придумал школу программирования для детей «Алгоритмика», и большую часть времени и сил пришлось отдавать ей. Сейчас это его основной бизнес. Мария решила дать себе и «Синхронизации» еще полгода.
Как набирали лекторов
Летом 2016 года «Синхронизация» стала активно набирать лекторов, но стало понятно главное – лектора невозможно взять по собеседованию. У человека может быть хорошее резюме и с ним, возможно, приятно общаться, а перед аудиторией он будет совсем другой. В итоге команда отслушала 300 лекций за 3 месяца, по итогу которых в проект взяли 15 основных лекторов. «Я думала, что буду знать все на свете после этого, но по факту все смешалось: в моей голове Босх писал подсолнухи Ван Гога на даче Сталина в 1812 году. Так недалеко до шизофрении», – смеется Мария.
Сейчас в компании три этапа отбора: знакомство с резюме, личное общение, во время которого рассказывается об основных принципах работы проекта, а потом лектор читает материал, причем можно выбрать любую тему, потому что в дальнейшем разработка и структурирование лекции на продажу происходит совместно с командой. Билеты не продаются, пока нет уверенности в том, что преподаватель может работать с аудиторией, что эксперт в своей области и при этом харизматичный.
Мария: «Сейчас мы уже через полчаса понимаем, сможем ли работать вместе или нет, а тогда думали, что нужно слушать все два часа (не все удачные, естественно), и у нас получилась статистика “1 к 20”, то есть один подходит, а 19 нет… И вот ты слушаешь все эти 19 лекций и думаешь: “Сейчас я попью кофе, и все будет хорошо”. Одним словом, было сложно».
А потом в августе случился первый прорыв: вышла лекция про Заху Хадид – это мрачная история, потому что она умерла весной в тот год. Но про нее все написали, интерес резко возрос, и с точки зрения лекции был невероятный успех. Да, ребята научились давать рекламу и про себя рассказывать, доработали тексты, пересмотрели полностью свой копирайт и изменили фирменный стиль, в общем, проделали определенную работу, и на Заху были аншлаги. Лекцию прекратили на время читать лишь однажды, – когда лектор улетела в свадебное путешествие.
Площадки и локации для проведения лекций
Изначально лекции проводились на арендованных площадках, очень много работали с государственными библиотеками: с Тургеневской, с Чеховской, библиотекой Эйзенштейна. Эти локации шли навстречу по организационным вопросам и плюс прекрасно расположены.
А в январе 2017 начался поиск своего пространства. К тому времени было уже около 50 лекций в месяц, и стало понятно, что проводить их в разных помещениях крайне неудобно.
Мария: «И вот осенью у нас выходят большие курсы, один из которых – “Гид по истории искусства”, разработанный уже совместно с Олей Чуворкиной. Оля была одним из первых лекторов проекта еще летом 2015, а весной 2016 присоединилась к команде в роли куратора. “Гид” – до сих пор один из главных продуктов в “Синхронизации”, а Оля – бессменный директор всей нашей образовательной программы. Контента стало очень много, каждая лекция – это как микроивент, но он у тебя ежедневно. Хотя нам и не нужно много: стулья, чтобы вовремя открыли-закрыли, чтобы работал проектор, ноутбук, по сути, это базовые вещи, но вероятность того, что все пойдет не так, – очень высокая.
Мы поняли, что нам тяжело это вытягивать. В итоге совершенно случайно благодаря “Циану” нашли две площадки – на Кропоткинской и позже на Яузе. На Кропоткинской делали ремонт семейным подрядом, максимальный хендмейд».
Обратная связь от слушателей
Мария: «Мы стараемся делать лекции интерактивными, потому что когда человек сам разговаривает на ней, то лучше запоминает материал. Мы не спрашиваем, в каком году родился Иван Грозный. Мы спрашиваем, что вы думаете об Иване Грозном? Мы за то, чтобы порассуждать и пропустить через себя».
Для «Синхронизации» важно найти такой способ донесения информации, который комфортен для человека. К этому команда пришла методом проб и ошибок, благодаря сбору обратной связи. Прошлым летом стало интересно, кто же эти люди, что приходят на лекции, и было решено сделать глубинные интервью со слушателями.
Мария: «Мы по 2 часа поговорили с 20 слушателями, все оказались очень открыты к диалогу. Потом делали количественное исследование, предлагали заполнить онлайн-анкету, это сделали 1500 человек».
Направления
Основной проект – это публичная программа. В месяц у компании 200 мероприятий в своих лекториях и у корпоративных клиентов, 5000 слушателей, 60 лекторов, 20 направлений. Помимо культуры, истории, искусства, архитектуры есть в том числе физика, нейробиология, психология, мода и экология.
Мария: «Как показало наше исследование, слушатели делятся на тех, кто приходит фундаментально разобраться в предмете, и тех, для кого лекция – это приятный досуг. Для вторых мы запустили лекционные вечера в Доме Спиридонова и особняке на Волхонке. Там игристое, живая музыка и баланс между образованием и развлечением. Очень хотим эту историю интеллектуального отдыха развивать».
В 2019 году фокус у команды на онлайн-направлении, рост которого опередил все самые смелые ожидания Марии. «Синхронизация» выпустила уже больше 30 курсов – в записи и в формате вебинаров, каждый месяц на платформе обучается 2000 человек.
Франшиза
Мария: «Мы поняли, что хотим, чтобы “Синхронизация” была доступна не только в Москве. Начали думать, как это сделать, и за четыре года приходило много запросов о покупке франшизы, но мы отказывали, потому что очень сложно подбирать лекторов. А даже если найдем, то контролировать качество невозможно. Сейчас у нас офис прямо в лектории, и каждый день мы присутствуем на лекциях. Это дает возможность держать ситуацию под контролем, следить за качеством. Ведь даже если лектор читает материал изо дня в день, он может прочитать плохо, всегда есть человеческий фактор».
Команда
Мария: «Мы большая семья – нас 30 человек. Главная ценность для нас – это люди. Если у тебя счастливые сотрудники, и им нравится, что они делают, их драйвит, только тогда они могут создать поистине крутой продукт. Мы постоянно думаем о клиентах, как сделать так, чтобы людям с нами было лучше. Что нужно добавить в лекции, а что – в сервис».
«Синхро.Клуб»
Мария: «Еще у нас есть закрытый клуб – эта история, которая с нами с самого начала, она образовалась случайно, грубо говоря, это “Синхронизация” на практике. В теории мы послушали лекцию режиссера о том, из чего состоит современный театр, какие там знаковые режиссеры, а на практике мы пошли в театр и обсудили это. Вот мы послушали лекцию про Чехова и вдохновились, а потом взяли и поехали в “Мелихово” и прониклись местом, где он жил. Вместе с нашим лектором Екатериной Сокрутой устроили вечернее чтение рядом с тем местом, в отеле и попробовали сочинить свои рассказы в стиле Чехова. “Синхро.Клуб” насчитывает 1000 человек, раньше я знала всех, это был наш внутренний междусобойчик – знакомый знакомого (члены клуба могут позвать своих друзей). Мы не зарабатываем на этом, а делаем, потому что нам самим интересно».
Планы на будущее
Мария: «Большая идея состоит в следующем: мы хотим, чтобы у каждого человека независимо от его возраста и местонахождения была возможность найти нужную ему информацию по любому предмету, необходимый для него уровень погружения. Друзья шутят, что это называется интернет, но есть нюансы в качестве знаний и формате подачи. Поэтому сейчас фокус на онлайн.
А еще мы верим, что меняем разговоры на кухне, что человек приходит вечером домой и может обсудить не начальника и чужой отпуск, а большие идеи, художников, хорошие фильмы. И через этот разговор лучше узнать себя и друг друга. “Синхронизироваться”. Мы верим, что делаем людей счастливыми».
Культурная платформа «Синхронизация»
Сайт: www.synchronize.ru
Instagram: synchronize_art
VK: synchronize
FB: synchronization.community